Пешеходный мост на поселок Строителей – подзабытое сооружение Каменского
Фото из архива краеведа и журналиста Виктора Куленко
В 1955 году город перешагнул магистральную железную дорогу и на юг: в чистом поле, за переездом, на месте которого затем появится новый вокзал, началась застройка поселка Строителей. Жителями его стали работники треста "Дзержинскстрой" и специализированных строительных организаций и их семьи.
За следующие два года здесь, помимо жилых домов со всеми удобствами, построили центральную котельную, столовую, медпункт, баню, продуктовый и промтоварный магазины, детсад, школу. От Транспортной площади (впоследствии – площадь Ленина, майдан Героев) до поселка Строителей был организован автобусный маршрут.
Фото из архива краеведа и журналиста Виктора Куленко
Для пешеходной связи с центральной частью поселка (второй железнодорожный переезд был возле нынешней трамвайной остановки "проспект Юбилейный") через железную дорогу построили надземный переход. Начинался он напротив остановки "32-я школа", которая позже стала называться "Дворец строителей", проходил над Каменской железнодорожной веткой, далее поднимался еще выше, чтобы преодолеть насыпь магистральной линии, и наконец спускался к улице Дорожной.
Но к девяностым годам мост пришел в аварийное состояние. В те времена он даже со стороны представлял собой печальное зрелище, а покосившиеся фигурные поперечины его фонарных столбов напоминали бессильно опущенные руки. Поэтому в 1992 году рядом с ним под главной линией железной дороги был построен пешеходный тоннель с наземным переходом через Каменскую ветку. Мост закрыли для пользования, преградив с обоих концов железными щитами.
Решение исполкома городского совета от 27.01.1993 № 12 "О демонтаже пешеходного моста на 154 км перегона Баглей – Днепродзержинск-пассажирский"
В том же году Приднепровская железная дорога направила городскому руководству письмо с требованием демонтировать этот аварийный объект – учитывая его опасность для поездов, а также наличие построенного тоннеля. Согласившись с этим, исполком горсовета в своем решении от 27 января 1993 признал дальнейшую эксплуатацию моста нецелесообразной и разрешил тресту "Дзержинскстрой" разобрать его.
Демонтаж, проведенный впоследствии, оказался довольно странным: разобрали только пролеты над железной дорогой, а все остальное лишалось нетронутым еще долгие годы, производя незабываемые впечатления на гостей города. Полностью демонтировали мост лишь перед запуском "Столичного экспресса" Днепропетровск–Киев в 2003 году. Но и сейчас, внимательно присмотревшись, можно заметить следы этого сооружения.
В 2012 году, в ходе масштабных дорожных работ по реконструкции Юбилейного проспекта, остатки мостового перехода были раскопаны и некоторое время находились на поверхности:
Фото 2012 года
А со стороны поселка Строителей сохранились асфальтированный подход к бывшему мосту и невысокая железобетонная опора, державшая на себе крайние пролеты его ступеней.
Фото 2018 года