Роман Трофименко: "Мистецький кампус" стал определенным средством, чтобы заявить, что у нас в городе есть еще один центр художественной жизни и к нему мы всегда рады приобщать людей"
В культурную жизнь Каменского стремительно ворвалась молодая организация — ОО "Мистецький кампус", участники которого уже дали в городе несколько благотворительных концертов под открытым небом в формате Open Air. Музыканты выступали на левобережной набережной, в Розарии, в сквере на проспекте Свободы, в левобережном парке и других живописных уголках города. Уже после третьего концерта о них начали говорить в городе, а на последние концерты люди шли целенаправленно, чтобы послушать хорошую музыку, отдохнуть и пообщаться в романтической атмосфере. После одного из концертов мы пообщались с руководителем ОО "Мистецький кампус", преподавателем Каменского профессионального музыкального колледжа Романом Трофименко и попросили его рассказать с какой целью было создано это общественное объединение, и какие цели ставят перед собой его участники.
Роман, скажите, пожалуйста, как появилась идея создания "Мистецького кампуса"?
Вообще, мы в Музыкальном колледже делали и делаем очень много разных проектов. Ежегодно у нас возникают какие-то новые коллективы, новые творческие идеи, новые инициативы и это не ограничивается только музыкальной деятельностью. Например, в прошлом году я по своей личной инициативе делал литературный клуб. Мы небольшой группой читали украинскую классику, произведения авторов "расстрелянного возрождения" и много другой литературы, а потом собирались и обсуждали прочитанное. И это оказалось интересным форматом, которого нам действительно не хватало. Этот формат ошибочно представляют достаточно ограниченным, что подобные мероприятия должны проходить где-то в библиотеках. Но это можно делать в непринужденной атмосфере где-то в кафе и это довольно замечательно. Кроме того, у нас в колледже с 2022 года действовал Клуб украинского языка, когда я немного помогал коллегам и студентам переходить на общение на украинском языке, объяснял — почему это важно. Это я к тому, чтобы подчеркнуть, что не только музыкой мы живем, мы живем и многими другими проявлениями художественной культурной жизни. И наступил момент, когда мы поняли, что очень ограничены в ресурсах, что мы ограничены в своей действенности, когда мы делаем все это на общественных началах, или когда это делаю я — потому что я так захотел. Стало понятно, что нам это нужно было как-то "формализовать", потому что общественная организация открывает определенные возможности, в том числе и грантовые. А еще это обеспечивает какую-то правомочность и ты, как юридическое лицо можешь претендовать на какие-то права. Таким образом "Мистецький кампус" появился на базе тех проектов, которые мы сделали раньше, а теперь мы решили делать все это более официальной Мы хотим, чтобы к нашей деятельности приобщалось много людей вне колледжа.
Потому что очень обидно было, что все проекты, которые мы делаем, тот же литературный клуб, те концерты и фестивали, которые мы проводим в Колледже, они остаются "внутри" нашей среды. Поэтому "Мистецький кампус" стал определенным средством, чтобы заявить, что у нас в городе есть еще один центр художественной жизни и к нему мы всегда рады приобщать людей. И те концерты, которые мы сейчас пытаемся делать в формате Open Air, это своеобразный месседж того, что мы рядом, что искусство — здесь, что музыка — здесь и впереди мы можем делать еще много чего интересного.

Я знаю, что вы в частности во время концертов собираете средства на реабилитацию нашего тяжелораненного земляка.
Да, но это не является нашей основной целью. Случилось так, что отец одной из наших учениц из колледжа был тяжело ранен на войне. Он потерял конечность и сейчас как раз проходит реабилитацию. Его семье очень трудно, потому что для этого нужно много денег. А жена этого военного — она является волонтером. В свое время она помогла и колледжу, поэтому мы просто не могли стоять в стороне и решили приобщиться к этому сбору. Мы вообще планировали проводить Music OpenAir, как бесплатные мероприятия для горожан. Но поскольку мы уже выходим "в люди", то понимаем, что вместе с обществом мы также можем приобщиться и к доброму делу. Поэтому добавили в свои выступления еще и момент сбора средств. За первые два мероприятия мы собрали десять тысяч гривен. Это не очень большая сумма, но все равно это уже существенная помощь людям. И хочу отметить, что это еще и символическая вещь, потому что мы таким образом даем гражданам осознание того, что они не стоят в стороне, что они могут помочь тем, кто в этом действительно нуждается. Мы даем им почувствовать этот момент причастности к доброму делу. Кроме того, мы помогаем конкретному военному и даем его семье осознание того, что они не одни. Когда мы проводили концерт в розарии, то жена этого военного вышла к нам на нашу импровизированную сцену — она была очень растрогана и благодарила людей, которые в тот вечер пришли на этот концерт и поддержали нас. Повторюсь, что сбор средств не является нашей основной целью, но мы не ограничиваемся только организацией творческих мероприятий — конечно, мы предусматриваем и благотворительную составляющую нашей деятельности и сейчас мы ее реализуем таким образом.

Какие еще конкретные цели и задачи планируете реализовать с помощью "Мистецькогоо кампуса"?
Кроме того, что мы хотим делать для общества художественные культурные мероприятия, кроме того, что мы имеем благотворительную составляющую, мы еще ставим перед собой цель — объединить сообщество преподавателей и деятелей искусства в Каменском. Особенно — преподавательское сообщество. Потому что оно на самом деле сейчас является разобщенным и имеет много внутренних проблем. В частности адвокация прав, тех же самых преподавателей художественных школ, это одно из возможных перспективных направлений нашей деятельности. Ну а сейчас, например, мы реализуем проект "Ток Тайм" — это серия супевизионных сессий, которые мы проводим с психологом для преподавателей художественных школ.
Здесь они могут порефлексировать свои состояния, могут прийти к определенной устойчивости. Преподавательская деятельность — это тяжелая работа. Для того, чтобы быть преподавателем, тебе приходится очень много учиться, и ты не прекращаешь учиться в течение всей жизни. К тому же на тебе лежит много бумажной работы, в основном — лишней. При этом ты получаешь за все это совершенно несоизмеримые с вложенными усилиями деньги. И это конечно постепенно приводит к "выгоранию". Потому что ты работаешь с людьми, с родителями, с детьми — которые очень разные. И это приводит к определенным внутренним проблемам, противоречиям, стрессу. Поэтому бывает так, что иногда хочется где-то закрыться и просто покричать на стену. И вот чтобы помочь преподавателям справляться с этой проблемой, мы сейчас внедрили эту программу и уже состоялись первые две встречи, где мы говорили о страхах и проблемах, которые всем нам, преподавателям, хорошо известны. Я уверен, что к нам будут присоединяться и другие коллеги и мы будем и дальше работать в этом направлении. Мы пока проводим закрытые встречи с психологом и никого постороннего на них не приглашаем. Это очень интимная вещь, когда психолог работает с очень ограниченным кругом людей. Но я хочу анонсировать, что если мы договоримся с психологом, то мы будем проводить это более регулярно.

Вы музыкант, преподаватель и дирижер. А теперь еще и общественный деятель. Какое из этих направлений вашей деятельности является для вас приоритетным?
Вы знаете, я сам неоднократно ставил перед собой этот вопрос: "Кто я есть?", потому что это же об идентичности, а идентичность — это и есть мы. У меня на странице в Инстаграм написано: "Украинец, музыкант, педагог". Я написал эти три идентичности, но я не могу выбрать из них самую главную. Наверное — украинец. Потому что для меня на самом деле важна именно эта идентичность. Для меня важно, чтобы мы строили здесь свое. Что касается всех остальных моих определений… Я честно не знаю, что здесь сказать. Я, например, долго не мог назвать себя музыкантом — все считал, что еще не достоин этого. Общественным деятелем я себя не считаю. Я думаю, что еще рано обо мне так говорить. Но и гражданская позиция, и общественная деятельность, и преподавание, и дирижирование — все это подчиняется одному — потому что я хочу у нас в Украине, на нашей родной земле построить что-то свое. Как бы это пафосно не звучало, но это действительно моя цель. Поэтому, наверное, это моя самая главная идентичность. Но если выбирать из более "мелких" моих идентичностей (улыбается), то вероятно я больше — преподаватель, потому что больше этим занимаюсь пропорционально во времени.
Я считаю, что сейчас мы все переживаем кризис идентичности. Это безусловно связано с контекстом войны, в котором мы не можем не находиться. Только чрезвычайно "слепые" люди не могут этого сейчас не чувствовать. Мы все "ищем" себя. И этот вопрос: "Кто я есть?", он наверняка становится перед каждым. Это очень сложный вопрос и ответить на него очень трудно.
