100 лет каменскому "Прометею". Часть 1: создание и возрождение
Сто лет назад в Каменском был построен памятник, с которого начались архитектура и монументальное искусство Украины советского времени. В этот день вспомним историю "Раскованного Прометея" – знакового монумента родного города.
Автором его стал выдающийся художник и архитектор Алексей Яковлевич Сокол (1873–1939). Талантливый уроженец Переяславского уезда Полтавской губернии после окончания церковно-приходской школы учился в реальном училище, а затем поступил по конкурсу в Московское училище живописи, скульптуры и зодчества. По окончании – работа художником, создание и воплощение проектов росписи церквей, проектирование публичных и промышленных зданий. Затем – обучение в петербургской Академии искусств у Репина и Серова. Сокол посещает немало европейских стран – изучает мировую культуру, участвует в выставках.
На конкурс в Каменское он выслал эскизы росписи Свято-Николаевской церкви и проект жилого дома на улице Институтской, 2. Эти работы признали лучшими. Автор получает приглашение на Днепровский завод, и с 1915 года его судьба навсегда связана с городом.
Здесь Алексей Сокол с двумя учениками выполнил роспись Свято-Николаевского собора в стиле модерн. Росписи были закрашены в советское время, в конце 1980-х отдельные фрагменты реставрированы, но в основном собор расписан заново. Среди других работ Сокола в городе – уже упомянутый жилой дом № 2 на улице Институтской (1915), построенный немецкими и австрийскими военнопленными; часть административного здания металлургического завода (1916), пристроенная к старому заводоуправлению.
В 20-30-е годы Сокол на должности начальника строительного цеха металлургического завода сделает еще много для застройки города. Художник, архитектор, – а с "Прометеем" проявил себя еще и как скульптор.
Двадцатые годы в Каменском, как и всюду в стране, начинались разрухой и голодом. Население здесь сократилось в разы – многие жители, чтобы выжить, покинули город. Завод (накануне Первой мировой войны – крупнейшее металлургическое предприятие страны) находился в запустении и вступил в строй только в 1925 году. Тем более удивительной кажется история создания памятника, впоследствии ставшего символом города.
Советская власть в Каменском установилась 1 января 1920 года. Вскоре возник вопрос о возведении памятника на братской могиле каменских большевиков, погибших в гражданской войне. Они были захоронены в центре города – на Базарной площади, переименованной в Красную. Алексей Сокол предложил идею монумента в виде колонны, увенчанной статуей Прометея в разорванных оковах, с факелом в руке и поверженным орлом у ног. Идея получила всеобщее одобрение, и автор приступил к разработке проекта.
Скульптура была изваяна Соколом и затем отлита из чугуна (литейщик – Сергей Гречнев) еще осенью 1920 года, однако из-за трудных времен монумент удалось построить только в 1922 году и открыть 7 ноября, к пятой годовщине Октябрьской революции.
Во время нацистской оккупации гитлеровцы взорвали памятник. Скульптура сохранилась, хоть и была повреждена. От переплавки ее спасли работники городского трамвая. На грузовой платформе они доставили статую на территорию трамвайного депо, где надежно спрятали. После изгнания нацистов памятник был отстроен и открыт уже 1 мая 1944 года. Пропорции постамента при этом стали ощутимо стройнее. Также у памятника были похоронены погибшие подпольщики и участники освобождения города.
Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube, Facebook, Instagram, Telegram