100 лет каменскому "Прометею". Часть 2: благоустройство и музеефикация
"Прометей" на фото Всеволода Тарасевича 1977 года
Сто лет назад в Каменском был построен памятник, с которого начались архитектура и монументальное искусство Украины советских времен. В эти дни вспомним историю "Раскованного Прометея" – знакового монумента родного города. Первую часть публикации читайте здесь.
В послевоенные годы на гранях пьедестала установили четыре таблички. На трех из них отмечены главным образом имена погибших в гражданскую и Вторую мировую войну. Передняя же таблица с тех пор претерпела определенные изменения. Первоначально на ней были слова: "Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. И. Сталин". Затем, после десталинизации 60-х годов, – "Мы победили потому, что лучшие люди всего рабочего класса и всего крестьянства проявили невиданный героизм…, совершали чудеса храбрости, перенесли неслыханные лишения, жертвовали собой. В. И. Ленин". Как видим, идейный посыл был несколько изменен: в первой цитате речь шла о Второй мировой, в следующей – о революции и становлении советской власти.
В шестидесятые годы у подножия "Прометея" зажгли вечный огонь. После этого памятник пережил еще несколько реконструкций, направленных на обогащение его вида. В частности, неподалеку от монумента построили стелу "Вы миру мир подарили, мир вам бессмертие дарит" художника Михаила Келлера и архитектора Александра Крымцова. Впоследствии старый сквер и его забор снесли и благоустроили вокруг монумента широкую площадь.
Огонь факела "Прометея" – как до войны, так и после, – был плафоном из красного стекла, с подведенным электричеством. Сначала светильник был конической формы, а в 70-90-е годы – в виде пламени.
Со временем "Прометей" стал настоящим символом города, что отразилось и в геральдике: изображен он и на советской эмблеме (1967), и на современном гербе, разработанном в 1998 году.
Дальнейшая судьба монумента памятна уже многим горожанам: замена скульптуры в 2000 году; перевозка аутентичного "Прометея" в музей истории города; реставрация благодаря инициативе директора музея Наталии Булановой, поддержке спонсоров и усилиям скульптора Гарника Хачатряна – и, наконец, установка на музейной территории в 2009 году.
Монумент "Прометей" нашел отражение в культуре не только местного уровня. Образ памятника проходит через роман Олеся Гончара "Собор", где автор создает собственную легенду о спасении монумента. О разрушении "Прометея" говорится и в повести Антона Хижняка "Тамара" – действие этой книги происходит в оккупированном Днепродзержинске, а прототипом ее главной героини стала городская подпольница Тамара Воробейкова.
Об истории монумента в годы войны можно прочесть в книге "Дух ушедшей эпохи" Людмилы Яценко и Александра Слоневского. Как отмечают авторы, немцы подумали, что скульптура отлита из бронзы, а цветные металлы были дефицитны и нужны для войны. Колонну взорвали, а уже на земле оказалось, что "Прометей" вылит из обычного чугуна. Немцы потеряли к фигуре интерес и приказали убрать ее с площади. Таким образом, она, хоть и поврежденная, пережила оккупацию.
Возможно, истина находится где-то посередине. Возможно, гитлеровцы действительно планировали уничтожить "Прометея" ради дефицитной меди – вспомним исчезновение бронзовой скульптуры Екатерины II в оккупированном Днепропетровске, разрушение оккупантами на металлолом целого ряда парижских монументов… Ну и к тому же нацистам очень "приятно" было видеть поверженным орла, служившего символом Третьего рейха.
Когда же выяснилось, что статуя чугунная, интерес к ней угас. Поврежденная падением фигура на время осталась среди обломков постамента, а затем была убрана. Но это не противоречит тому факту, что вывоз скульптуры с площади, подальше от глаз, действительно спас ее от переплавки.
Словом, памятник "Прометей" стал не только воплощением легенды. Он сам по себе успешно рождает легенды уже много десятилетий.
Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube, Facebook, Instagram, Telegram