"Пятиминутка с психологом": укрощение маленького агрессора
Сегодня в "Пятиминутке с психологом" мы будем говорить о том, как без негативных психологических последствий обуздать маленького агрессора. О ключевых особенностях поведения детей-агрессоров и советах родителям, как с ними работать, расскажет психолог Центра профессионального развития педагогических сотрудников Людмила Ехалова.
Начиная говорить о детской агрессии, необходимо определиться – имеем дело с вербальным или физическим агрессором. Если склоняемся к первому – обычно такие дети демонстративны в своем поведении, ведь нуждаются в публике, например, когда употребляют нецензурные слова. Другой вариант, когда маленький агрессор – физический. Здесь Людмила делится показательной историей из реальной жизни.
"Есть два варианта, когда используют нецензурные слова маленькие дети. Они иногда употребляют их не по теме, а иногда довольно точно, демонстрируя, что они якобы взрослые, и понимая, что этими словами они так или иначе влияют на взрослых. Взрослые или сразу бросаются с замечаниями, или агрессируют, читая мораль. В таком случае с ребенком нужно разговаривать, прояснить ситуацию, понимает ли он то, что говорит, а если не понимает, принять определенные меры. Например, объяснить, что говорить плохие слова нельзя, даже если мы их хорошо знаем".
Что же не так с детьми, желающими агрессивно заявить о себе? Первый вариант – они не знают иного способа. Возможно, это они увидели в фильме, мультфильме или игре. У себя дома – от папы, мамы, сестры или брата. А может быть, такие дети просто очень контактны или тактильны, постоянно хотят коммуницировать, но не знают, как это правильно сделать.
"Один из выводов, о котором очень часто говорят психологи, и я думаю, что они правы – дети, которые дерутся, очень нуждаются в телесных контактах и объятиях именно с родителями. То есть их недообнимали, а общаться им хочется, и драка – это своеобразные объятия".
Также нужно понять, что агрессивность – это наша конкурентность, и, возможно, это тот момент, когда нужно переводить агрессивную и деструктивную деятельность ребенка в конструктивное русло.
"Довольно неправильно, когда мы начинаем ломать психику ребенка, жестко запрещая и наказывая в ответ. Это о том, что ребенку нужно привить другую модель поведения, сохраняя его агрессивный посыл. У агрессии очень много энергии, если ее направить в мирное и конструктивное русло, то и результат будет положительным".
Еще один немаловажный момент, на который обращает внимание психолог – дети часто не знают, как выражать свою агрессию. Следовательно, главная задача взрослого и психолога, работающего с такими детьми, – научить выплескивать агрессию.
"Хотя бы на уровне того, чтобы проговорить, почувствовать, показать, насколько сильно мы злимся и как это можно выплеснуть конструктивно: с помощью арттехники, песочницы, банально рвём бумагу и бросаем как снежки, то есть отыгрываем эту агрессию".
По наблюдениям Людмилы Ехаловой, взрослые подмечают в агрессивном ребенке очень много силы. Поэтому если они найдут правильный контакт и в тандеме с другим взрослым – воспитателем или учителем – перенаправят эту силу, такая работа на опережение дает большую вероятность, что в будущем дети не станут еще более жестокими буллерами и агрессорами.
"Из моей практики, ребенок, который вроде бы сложный и неудобный сначала, при этом взрослые предоставили ему возможность какое-то время побыть в этом состоянии, потом меняет свою стратегию поведения из-за того, что он находился в состоянии допустимой агрессии, более того, его никто ужасно не наказывал. Уже в более взрослом возрасте такие дети становятся настоящими "блюстителями порядка" в классе, наблюдают за поведением других, ставя их в определенные рамки".
И напоследок – как быть с подростковой агрессией? Эта агрессивность присутствует не у всех, а отличается тем, что подросток имеет силы совершать конкретные действия, но не несет за это ответственности. Такая агрессивность может быть проявлением пубертатного периода, поэтому часто и родителям, и педагогам следует проявлять терпение, пока пройдет активная фаза этого периода.
"Если брать школу, девочкам немного легче в этом случае из-за того, что большинство учителей – женщины, а девочки так или иначе в своем становлении идентифицируют себя с женщинами. Мальчикам немного тяжелее, если, скажем, нет мужчин-учителей, потому что им нужно отрабатывать маскулинную форму поведения. А еще труднее, когда дома нет папы или папа полтора года на войне, поэтому его физически нет дома".
Дети – зеркало того, что происходит в обществе, поэтому удивляться их агрессивности сейчас точно не время. А еще дети, особенно подростки, нуждаются в организации своего досуга, ведь если он отсутствует – остается много энергии, которая может быть деструктивной, и одна из главных задач, стоящих перед родителями – направить это движение в сторону света.
Присоединяйтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube, Facebook, Instagram, Telegram