"Пламенные зори" – выдающееся здание эпохи расцвета Каменского
Более 45 лет назад на Днепростроевской улице, рядом с комплексом Днепродзержинского индустриального института, выросло здание клуба "Пламенные зори", построенное сначала как кафе "Студенческое" или "Молодежное" на 200 посадочных мест.
Как авторитетно говорит нам Государственная научная архитектурно-строительная библиотека имени Заболотного, индивидуальный проект сооружения был выполнен Днепродзержинским филиалом КиевНИИПградостроительства. Авторами проекта стали Анатолий Петрович Романенко, Сергей Иванович Васильченко, Владимир Иванович Томаш, Виктор Федорович Сушко.
По свидетельствам очевидцев, к строительству, кроме рабочих треста "Днепродзержинскгорстрой", массово привлекались студенты вуза. Здание было сдано в эксплуатацию 30 мая 1978 года.
Цилиндрической формы, двухэтажное с подвалом, возвели его с восточной стороны учебного городка института, недалеко от территории отдыха и городского пляжа. В комплексе заведения построили летнюю террасу, декоративную подпорную стенку, площадку, цветники, устроили уголки тихого отдыха, оборудованные скамейками.
С учетом уникальности этого объекта выдвигались повышенные требования к внутренним и внешним отделочным работам, применялись новые декоративные материалы и конструкции. Чрезвычайно стильными "изюминками" здания стали железобетонная винтовая лестница в интерьере и просторная терраса, словно вырастающая из единой воронкообразной колонны.
Прежде чем вокруг подросли деревья, с террасы открывался величественный вид Днепра. Также на террасе были запроектированы выразительные, продолговатые в высоту светильники, в конце концов замененные обычными парковыми фонарями.
Ограждение цилиндрического двухэтажного объема здания полностью создали из металлических витражей с заполнением стеклопакетами. Особой харизматичности сооружению придала и стемалитовая облицовка цвета бирюзы. Цокольный этаж, террасу, подпорные стены, декоративные стенки входов и цветников облицевали колотыми гранитными пластинами. Полы террасы, крыльца и лестницы сделали монолитными бетонными с декоративным мозаичным слоем.
Нижние поверхности консолей здания, низ козырька над входом, косоуры лестницы и другие поверхности, не отделанные стеклом или гранитом, отделали каменной декоративной штукатуркой. Проезды, тротуары и площадки покрыли бетонными плитами и асфальтобетоном.
Не уступали внешнему виду здания и интерьеры. Глухие поверхности стен обеденных залов украсили деревом. Полы выполнили мозаичными, типов "терраццо" и "брекчия" – с включением крупных обломов мраморных плит. Часть поверхности стен, подвесных потолков, колонны, ригели и косоуры покрыли декоративной высококачественной штукатуркой на белом цементе и белой мраморной крошке.
Подвесной потолок двухсветного зала выполнили из стекла и стеклопластиков. Декоративную стенку бара облицевали гранитными колотыми пластинами. Пол на эстраде сделали паркетным. Перила лестницы смонтировали из никелированных труб прямоугольного сечения, поручни – из полихлорвинила, ступеньки получили мозаичное покрытие, аналогичное покрытию полов в залах. Декоративные шторы зала второго этажа изготовили из плотной ткани с тематическим рисунком.
Долгое время клуб активно действовал по своему назначению, а затем судьба оказалась к нему не столь благосклонной. В частности, автор этой публикации в силу своего возраста уже не застал прежней бурной жизни заведения. Но, несмотря на все травмы времени, это незаурядное здание и ныне во многом сохраняет свой оригинальный вид, достойный грамотного и бережного восстановления.
В конце 2023 года в Украине вышло основательное издание – альбом-каталог "Крихка Спадщина. Архітектурний модернізм Українського Півдня та Сходу: кінець 1950–1980-ті" (составитель и редактор Павел Кравчук), осуществленный при поддержке Украинского культурного фонда и Баухауз-Университета Германии и рассчитанный как на отечественного, так и на зарубежного читателя.
Единственным объектом, представленным в этой книге от Каменского, стало бывшее кафе "Студенческое", оно же клуб "Пламенные зори" – выдающееся произведение днепродзержинских авторов, жемчужина из наследия семидесятых, знаковое сооружение времен расцвета города.