В центре Каменского найдено свидетельство бурной эпохи
"ЮРДМО ІХ 1917" – такую надпись, едва заметную сквозь многочисленные слои побелки, можно прочитать в одном из крупных жилых домов тридцатых годов, расположенном в самом центре города. Нанесена она на железнодорожный рельс, служащий балкой лестницы в подъезде.
Эти буквы и цифры означают, что изделие было выпущено Днепровским заводом Южнорусского Днепровского металлургического общества в Каменском в девятом месяце 1917 года.
Рельсы исторически были основным видом продукции Днепровского завода. Первое сталепрокатное отделение здесь запустили 17 июня 1889-го, то есть ровно через четыре месяца после "дня рождения" самого завода. Однако впоследствии оно, а также литейное отделение, перестали удовлетворять требованиям растущего предприятия. И в конце 1899 года правление общества открыло кредит около пяти миллионов рублей на реконструкцию этих мощностей.
Директор завода Игнатий Ясюкович взялся за дело с присущей ему энергией. За границу, даже в Америку, отправили нескольких инженеров для осмотра современных заводов и сбора необходимой информации. Были составлены проекты и уже в 1900 году начаты масштабные строительные работы, завершившиеся в 1902-м. Кроме сталелитейного и прокатного, построили ряд необходимых вспомогательных отделений, а также новую центральную электростанцию с машинами, работавшими на газе доменных печей.
Новое прокатное отделение при благоприятных обстоятельствах могло производить в сутки до 40 тысяч пудов (свыше 650 тонн) готовой продукции: много разновидностей рельсов для железных дорог, рудников, конных и электрических трамваев, стальные балки, коробчатое железо и прочее.
Выйдя из прокатного стана в сентябре 1917-го, рельс стал свидетелем бурных времен между "буржуазной" и "пролетарской" революциями. Только три месяца назад Временное правительство предоставило Каменскому статус города. Вскоре развернется национальная борьба, потерпевшая тогда поражение, и гражданская война, ввергнувшая завод и Каменское в бездну упадка и запустения, из которого удастся возродиться лишь чудом.
Как же оказался этот рельс в конструкции дома гораздо позднейшей застройки? Вероятно, из-за того, что с развитием железных дорог вес поездов непомерно вырос, поэтому на магистралях стали использоваться рельсы значительно более тяжелого типа. А многие устаревшие находили новое применение: на узкоколейных железных дорогах, служили основаниями для деревянных столбов и т. д. Широко употреблялись они и в строительстве, о чем свидетельствует этот артефакт, включенный в городскую архитектуру уже совсем другой исторической эпохи.