• UA
  • RU
  • В центре Каменского найдено свидетельство бурной эпохи

    25 марта, 2024

    «ЮРДМО ІХ 1917» – такую надпись, едва заметную сквозь многочисленные слои побелки, можно прочитать в одном из крупных жилых домов тридцатых годов, расположенном в самом центре города. Нанесена она на железнодорожный рельс, служащий балкой лестницы в подъезде.

    Эти буквы и цифры означают, что изделие было выпущено Днепровским заводом Южнорусского Днепровского металлургического общества в Каменском в девятом месяце 1917 года.

    В центре Каменского найдено свидетельство бурной эпохи

    Рельсы были одним из основных видов продукции Днепровского завода. Первое сталепрокатное отделение здесь запустили 17 июня 1889-го, то есть ровно через четыре месяца после «дня рождения» самого завода. Однако впоследствии оно, а также литейное отделение, перестали удовлетворять требованиям растущего предприятия. И в конце 1899 года правление общества открыло кредит около пяти миллионов рублей на реконструкцию этих мощностей.

    Директор завода Игнатий Ясюкович взялся за дело с присущей ему энергией. За границу, даже в Америку, отправили нескольких инженеров для осмотра современных заводов и сбора необходимой информации. Были составлены проекты и уже в 1900 году начаты масштабные строительные работы, завершившиеся в 1902-м. Кроме сталелитейного и прокатного, построили ряд необходимых вспомогательных отделений, а также новую центральную электростанцию с машинами, работавшими на газе доменных печей.

    В центре Каменского найдено свидетельство бурной эпохи

    Новое прокатное отделение при благоприятных обстоятельствах могло производить в сутки до 40 тысяч пудов (свыше 650 тонн) готовой продукции: много разновидностей рельсов для железных дорог, рудников, конных и электрических трамваев, стальные балки, коробчатое железо и прочее.

    В центре Каменского найдено свидетельство бурной эпохи

    Выйдя из прокатного стана в сентябре 1917-го, рельс стал свидетелем бурных времен между «буржуазной» и «пролетарской» революциями. Только три месяца назад Временное правительство предоставило Каменскому статус города. Вскоре развернется национальная борьба, потерпевшая тогда поражение, и гражданская война, ввергнувшая завод и Каменское в бездну упадка и запустения, из которого удастся возродиться лишь чудом.

    Как же оказался этот рельс в конструкции дома гораздо позднейшей застройки? Вероятно, из-за того, что с развитием железных дорог вес поездов непомерно вырос, поэтому на магистралях стали использоваться рельсы значительно более тяжелого типа. А многие устаревшие находили новое применение: на узкоколейных железных дорогах, служили основаниями для деревянных столбов и т. д. Широко употреблялись они и в строительстве, о чем свидетельствует этот артефакт, включенный в городскую архитектуру уже совсем другой исторической эпохи.

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram

    Это может вас заинтересовать