• UA
  • RU
  • Как появилась центральная площадь Каменского

    "Днепродзержинск. Улица Сыровца". Снимок выдающегося фотографа Танфеля Бакмана, с открытки 1962 года

    Ровно семь лет назад, 29 мая 2015 года, тогда еще Днепродзержинский городской совет принял решение „О присвоении площади, расположенной на пересечении проспекта Ленина с улицами Сыровца и Широкая, наименования "майдан Героев". Как оказалось тогда, предыдущее название – "Площадь Ленина" – было даже не зафиксировано в документах. К годовщине такого события предлагаем вспомнить историю центральной площади Каменского.

    Роль этого места как одного из важных транспортных узлов прослеживается издавна. Еще в начале ХХ века через будущую площадь, по нынешнему проспекту Тараса Шевченко и улице Широкой, проходила граница городской и сельской частей Каменского. Ее пересекала дорога, объединявшая Днепровский завод с нагорной частью села и со станцией Запорожье (в советское время – Баглей). Путь по Широкой вел в Тритузное, Карнауховку, Таромское, Сухачевку, Диевку и далее в Екатеринослав. Здесь же, на месте квартала с угловой башней, располагалось сельское кладбище, давшее название улице Кладбищенской (впоследствии – Сыровца, современный проспект Шевченко).

    В тридцатые годы здесь происходят большие перемены. На месте кладбища появляется рынок – Новый базар, возле которого строятся корпуса городского хлебозавода №2 максимальной мощностью 50 тонн хлеба в сутки. С 1935 года по площади проходит первый в городе трамвайный маршрут, от которого в 1937 году ответвляется и второй – от базара до Баглейского моста (позже – остановка "улица Народная").

    Улица Сыровца в довоенные годы планировалась как главная в Каменском-Днепродзержинске, а Широкая соединяла город с областным центром. Таким образом это место приобретает значение важнейшей транспортной развязки.

    Еще до войны в районе будущей площади вырастают три крупных дома вагоностроительного завода: Широкая, 1 (1937 года), Лесопильная, 2/26 (1938) и 1/28 (1940). А в ходе послевоенного развития, согласно генплану 1947 года, это градостроительное средоточие превращается в главную городскую площадь – Транспортную, получая свой непревзойденный архитектурный ансамбль.

    На проспекте Свободы, 30 появляется коммунальный дом (1948), запроектированный здесь еще до войны архитектором Григорием Исаевичем Лебединским. Дома металлургического завода на проспекте Свободы, 51 (1951) и 49 (1952) возводятся по проектам Олега Борисовича Петрова в соавторстве с Израилем Юльевичем Виленчиком.

    По проекту, вероятно, Ольги Алексеевны Брусовой сооружается дом вагоностроительного завода (1952) на проспекте Тараса Шевченко, 2/28 – собственно, достройка предвоенного корпуса на Лесопильной, 1/28: пятиэтажная угловая часть и крыло по проспекту. Тогда же, в 1952 году, Транспортная площадь проходит масштабную реконструкцию, о которой мы уже писали.

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram