• UA
  • RU
  • Как в Каменском появился паровоз-памятник

    40 лет исполнилось в этом году одному из самых интересных памятников города. В 1982 году на территории Днепровского металлургического завода (ныне – "Каметсталь") был установлен последний паровоз предприятия. Сегодня же этот танк-паровоз 9П-2175, изготовленный в 1955 году, является частью экспозиции заводского музея под открытым небом.

    Название "танк-паровоз" происходит от английского "tank", что означает резервуар, бак, емкость. Танк-паровоз – это разновидность парового локомотива, не имеющая прицепного тендера, а несущая на себе запасы воды и топлива (вот и у паровоза 9П по бокам устроены водяные баки, а позади будки машиниста – угольный ящик).

    Использовались они преимущественно для маневровой и заводской работы: объемы воды и топлива здесь не имели такого большого значения, как на железнодорожных магистралях. Компактные, одинаково приспособленные для переднего и заднего хода, хорошо вписывающиеся в кривые малого радиуса, с хорошим обзором машиниста вперед и назад, такие локомотивы нашли успешное применение на многих заводах и рудниках.

    Танк-паровоз 9П был спроектирован в 1935 году и выпускался, с перерывом на войну, до 1957-го. За историю выпуска эта модель получила ряд конструктивных усовершенствований, а в общей сложности таких паровозов было построено более 3 тысяч. Работали они и на металлургическом заводе в Каменском-Днепродзержинске.

    Провел всю свою "жизнь" здесь и 9П-2175, обслуживая в основном 7-ю домну. Однако со временем паровозы заменялись более экономичными тепловозами. Последним рабочим паровозом на предприятии оказался как раз наш герой. 17 апреля 1982 года в торжественной обстановке он был установлен на пьедестале у заводского депо.

    Локомотив, который в последнее время водили лучшие машинисты завода, устанавливала последняя паровозоремонтная бригада мастера Александра Петровича Безродного под руководством начальника депо Ивана Филипповича Лакоца – как отмечалось тогда, "на вечную стоянку".

    Но та стоянка оказалась не такой уж и вечной – в 2011 году паровоз перенесли с территории предприятия на нынешнее место, где памятник техники и трудовой славы могут видеть все желающие.

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTubeFacebookInstagramTelegram

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram