Масштабная экологическая катастрофа: последствия разлива мазута в Керченском проливе
15 декабря 2024 года в акватории Керченского пролива вблизи Таманского полуострова произошла масштабная экологическая авария. В результате раскола корпусов российских танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" в море попал значительный объем мазута, быстро образовавший масштабное нефтяное пятно.
Результаты моделирования розлива
Минсреды вместе с Украинским научным центром экологии моря провели моделирование распространения нефтепродуктов, используя модель NOAA GNOME. Она позволила спрогнозировать динамику движения нефтяного пятна с учетом гидрометеорологических условий.
- Первые часы: под влиянием ветра со скоростью до 24 м/с и волн высотой до 3,5 м мазут начал перемещаться в восточном направлении;
- Вторые сутки: пятно сменило траекторию на юго-восток, угрожая прибрежным зонам Краснодарского края, включая курортный город Анапа;
- 17 декабря: Нефтепродукты достигли береговой линии, вызвав длительное загрязнение прибрежной полосы между Таманским полуостровом и Анапой.
Моделирование показало, что до 22 декабря мазут будет оставаться в прибрежной зоне, образуя стойкое загрязнение, требующее срочных мер по очистке.
Физико-химический анализ показал, что в первые 30-40 часов после аварии мазут сохранял стабильный объем, образуя плотную нефтяную пленку. Впоследствии из-за физического рассеяния и оседания концентрация нефтепродуктов уменьшилась до 5-10%. Несмотря на это, остаточный мазут остается локализованным вдоль берега, формируя угрозу для морских и прибрежных экосистем.
Минсреды вместе с Госэкоинспекцией, Мининфраструктуры и международными партнерами продолжают мониторинг ситуации с помощью спутниковых систем. Для минимизации последствий необходимо как можно быстрее организовать масштабную операцию по очистке побережья и морских вод. Эта авария является очередным напоминанием об уязвимости экосистем к антропогенным катастрофам и потребности в усилении экологического контроля в регионе.