Теперь без Булгакова: Институт нацпамяти признал писателя украинофобом
Хотя родился Михаил Булгаков в Киеве в семье выходца из Орловской губернии Афанасия Булгакова. Работал в Киеве, Каменец-Подольском и Черновцах. Все произведения Булгакова написаны на русском языке.
Михаил Булгаков – имперец по мировоззрению, ярый украинофоб (украинофоб, по Большому толковому словарю украинского языка – это "противник, ненавистник украинцев и всего украинского"). Писатель, несмотря на годы жизни в Киеве, презирал украинцев и их культуру, ненавидел украинское стремление к независимости, негативно отзывался о становлении Украинского государства и его руководителей. Из всех русских писателей того времени стоит ближе всего к нынешним идеологем путинизма и кремлевского оправдания этноцида в Украине. Мировоззренчески был на позициях русского империализма, белогвардейщины, одобрял экспансию русского коммунизма.
В 1919 году дезертировал из армии УНР, куда был мобилизован военным врачом и присоединился к Добровольческой армии исключительно из соображений собственной преданности монархизму и Российской империи. Позднее воспевал захват красными Киева и уничтожение борцов за Украину – "мерзких петлюровцев" и склонялся перед Сталиным.
В романе "Белая гвардия" устами Алексея Турбина Михаил Булгаков так представляет свое отношение к главе Украинского Государства гетмана Павлу Скоропадскому:
"Я б вашего гетмана … за устройство этой миленькой Украины, повесил бы первым! Хай живе вильна Украина вид Киева до Берлина! Полгода он издевался над русскими офицерами, издевался над всеми нами. Кто запретил формирование русской армии? Гетман. Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует? Гетман. Кто развел всю эту мразь с хвостами на головах? Гетман".
Антигуманный дискурс рассказа "Я убил" (1926) полностью резонирует с нарративами нынешних кремлевских пропагандистов Дугина, Соловьева, Скабеевой и является прототекстом сегодняшних призывов к уничтожению украинцев. Рассказ содержит идеологию фашизма: раненого военного врача-украинца только за его национальную принадлежность убивает персонаж-врач, альтер его Булгакова. Автор, врач по специальности, художественно подходит момент убийства и, руководствуясь идеей этноцида, доказывает абсурдный тезис: врачебную присягу, кодекс Гиппократа можно переступить.
В 19-й главе журнальной, ранней редакции "Белой гвардии" (1925) говорится, что украинский язык придумал В. Винниченко, что на этом языке "никакой дьявол не говорил".
Итак, Михаил Булгаков предвзято и определенно негативно относился ко всему украинскому – украинцам, их языку, культуре, праву на собственное государство и т.д., а его творчество напрямую связано с глорификацией российской имперской политики и нескрываемой украинофобией. Присвоение его имени географическим объектам, названиям юридических лиц, объектам топонимии, а также установление в его честь памятников и памятных знаков в Украине было воплощением русификации – составляющей русской имперской политики, направленной на навязывание использования русского языка , пропаганда русской культуры как высших, по сравнению с другими национальными языками и культурами, вытеснение из употребления украинского языка, сужение украинского культурного и информационного пространства.