Железнодорожные диверсанты из Беларуси помогли сорвать нападение России на Киев
Ни для кого не секрет, что захватническая армия России планировала захватить Киев тактикой блицкрига за несколько календарных дней. Тогда речь ещё не шла ни о каком третьем месяце войны или так называемом "втором этапе спецоперации".
Как стало известно из публикации издания The Washington Post, свой немалый вклад в провал планов оккупантов сделала тайная сеть белорусских железнодорожников вместе с хакерами и бывшими сотрудниками сил безопасности. Сеть вызвала хаос на белорусской линии снабжения в начале полномасштабных военных действий. Это стало одной из критических неожиданных переменных для российской армии, рассчитывавшей на обширную железнодорожную систему Беларуси для своевременного снабжения горючего, припасов и подкрепления в ходе первых дней войны.
"Мы считаем, что отказ россиян от захвата Киева является результатом нашей работы, потому что россияне в Беларуси не чувствовали себя в безопасности, как они того ожидали, – рассказал Франтишек Вячёрко, журналист и спикер лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской. – Тысячи российских военных не получили продовольствия, не получили горючее, не получили технику вовремя".
Как рассказали некоторые представители секретной сети, их действия были простыми, но эффективными. В основном они нацелены на оборудование, необходимое для правильного функционирования железнодорожных сетей. Как итог – задержки поставок, длившиеся днями. Это вынуждало армию РФ для пополнения своих запасов пользоваться другими способами (например, автотранспортом), что сильно замедляло их. Отсюда и известные многокилометровые колонны на севере Киевской области.
"Мы не хотели убивать ни одного российского военного или белорусского машиниста. Мы использовали мирный способ, чтобы остановить их, – говорит Юрий Равовой, белорусский активист, вынужденный из-за угрозы ареста во время антиправительственных протестов 2020 года бежать в Польшу. – Я не могу сказать, что мы были важнейшим фактором, но мы точно были важным кирпичом в стене".
После серии диверсий Министерство внутренних дел Беларуси отметило, что повреждение железнодорожной инфраструктуры является террористическим актом – преступлением, предусматривающим 20 лет лишения свободы.
Активисты говорят, что десятки железнодорожников были задержаны по ошибке для проверки причастности к диверсиям. Организации по защите прав человека сообщают, что около 11 граждан находятся под стражей по подозрению в причастности к диверсионной группе. Также сообщается о нарушении прав человека по отношению к задержанным – трем белорусам во время задержания, например, стреляли по коленам.
Повышенное внимание белорусских силовиков вкупе со стрельбой оказало большое влияние на продуктивность сети: сейчас белорусские военные используют дроны и тщательно патрулируют железнодорожную дорогу.
"Делать нападения стало слишком опасно", – говорит Александр Азаров.
Азаров – подполковник, возглавляющий первую группу "Биполь" и ныне проживающий в Варшаве, – также рассказал, что диверсионные группы децентрализованы и не подчиняются друг другу.
Вторая группа под названием "Сообщество Железнодорожников" в Telegram-каналах делится деталями передвижения российских войск и расположением ключевой железнодорожной инфраструктуры.
"Поклонники на местах объединяются, чтобы совершить атаки, но формальной цепи командования нет", – сказал Азаров.
За кибератаки отвечала известная еще с протестов 2020 года группа под названием "Кибер Партизаны". Они пользовались рядом уязвимостей устаревшей операционной системы Windows XP, установленной на компьютерах белорусской железной дороги.
Несмотря на помехи белорусских властей, новый этап железнодорожной войны уже начался. Несколько дней назад железнодорожники выложили в Telegram фотографии поврежденных шкафов сигнализации на российских железнодорожных путях, по которым русские переправляли войска на восток Украины.
Подтвердить или опровергнуть это невозможно, но, по словам бывшего белорусского железнодорожника и лидера "Сообщества Железнодорожников" Сергея Войтеховича (ныне резидент Польши), к новым диверсиям также причастны члены его железнодорожной сети. "Между Беларусью и Россией открыты границы", – напомнил Войтехович.
То есть, несмотря на попытки белорусских властей помешать деятельности диверсантов, новый этап железнодорожной войны уже начался.