"Золотые" яйца: Министерство обороны изменит процедуры закупки для армии
Детективы Национального бюро расследований (НАБУ) подтвердили существование коррупционной схемы, позволяющей значительно завышать цены на продукты питания для военнослужащих.
До мая 2023 г. поставщики могли фактически самостоятельно устанавливать цены, по которым они отгружали продукты питания военным частям. Для этого они накануне тендера устанавливали неконкурентно низкую стоимость всего набора питания, в который входили все продукты. Это позволяло выиграть тендер. А после победы компания-поставщик вносила изменения в стоимость отдельных продуктов. А именно в сторону увеличения цены массовых групп товаров, таких как овощи, фрукты, молочные и мясные изделия и т.д. И снижали цены на неходовые товары. Такие, как клубника, голубика, лосось. Это позволяло оставлять суммарную цену продуктового набора постоянной. Именно по такой схеме появились печально известные "яйца по 17 грн".
"Для подтверждения фактов злоупотреблений детективы изымают и прорабатывают огромный массив первичных документов складского учета воинских частей, получателей услуги, что необходимо для установления объемов поставок всех наименований продуктов по каталогу", — сообщили в НАБУ.
Чтобы избежать таких злоупотреблений, Минобороны ввело предельные цены на продукты, выше которых поставщики не могут поставлять продукты военным. К примеру, если раньше, по данным НАБУ, поставщики устанавливали закупочную цену на картофель 16 грн/кг, то на одном из тендеров Минобороны в декабре 2023 года указало предельную цену 10,35 грн. Похожая ситуация с капустой (28 и 14,54 грн соответственно) и луком (39 и 22,86 грн соответственно).
Новая команда Минобороны на этом не остановилась. Начата кардинальная реформа закупок. Новая система предусматривает двухуровневый механизм – Минобороны устанавливает правила закупок и проверяет качество, а непосредственные закупки проводит новое агентство @DOT – Государственный оператор тыла. Ранее эти функции сосредотачивались в министерстве, что могло привести к конфликту интересов. Распределение обязанностей должно ликвидировать коррупционные риски.