5 фильмов о мести, которые стоит посмотреть
Месть является одним из самых заезженных и распространенных мотивов для создания сюжета. Сотни авторов раскрывали свое виденье этого. Кино, литература, комиксы, даже песни – везде находится место для мести. Японская пословица гласит, что "месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным". А в народной классике есть цитата:
"Я мстю и мстя моя страшна"
Некоторые киноделы пытаются привнести что-нибудь новое в этот избитый жанр. Почему избитый?
Потому что ВСЕГДА такие фильмы идут по одному маршруту.
- В начале нам показывают счастливую семью главного героя. Иногда это полная семья, а иногда – только жена или ребенок. Всё обязательно показывается так, чтобы зритель понял, насколько герой трепетно любит своих домашних. Совместный ужин, совместное чтение книг или просто задушевные беседы прилагаются.
- Потом обязательно одного из домашних должны серьезно покалечить или убить какие-нибудь отморозки. Желательно настолько двинутые, что получают особенное удовольствие от процесса экзекуции. Дополнительно, часто всё будет происходить на глазах героя.
- Герой внезапно вспоминает, что в прошлом он был профессиональным военным/спецназовцем/наемным убийцей/полицейским, который уже отошёл от дел и вообще поклялся на могиле матери или любого другого родственника или пращура не возвращаться к своему кровавому ремеслу.
- Предыдущий пункт параллельно идёт с тем, что закон почему-то не работает. Нет свидетелей или самого состава преступления.
- Желательно, но не обязательно, показать супругу или ребенка, лежащего в коме. Герой еще должен заплакать у постели и пообещать, что отомстит;
- Сбор оружия, экипировки. Наводка справок по целям разными методами, в зависимости от специфики сюжета;
- Начало крестового похода;
- Много пуль, крови, жертв.
- Конец крестового похода. Иногда добавляются размышления героя о чем-нибудь высоком или о целесообразности его действий.
- В большинстве случаев близкие героя умирают в больнице.
- В конце фильма герой, как правило, тоже погибает, т.к. его партия сыграна, вторая часть не нужна, нет прав на франшизу, продюсеры не видят у фильма будущего, а сценаристам лень выдумывать другой предлог, чтобы вывести героя на тропу войны во 2-й, 3-й, 18-й раз.
Поэтому сегодня на ваш суд представлены фильмы о мести, где есть какая-нибудь необычная деталь, которая делает эти фильмы достойными вашего внимания.
Смертный приговор (2007)
Все давно привыкли к тому, что на путь мести становится человек, который совершенно случайно оказывается бывшим морским пехотинцем, разведчиком, военным дознавателем, или – к огромному несчастью противников – всем вместе. Благодаря этому создателям не нужно утруждать себя объяснениями того, почему герой так мастерски управляется с оружием, имеет тактические навыки выживания или ведения боя. В фильме "Смертный приговор" создатели намеренно упускают этот момент. Герой – обычный менеджер. Стрелять он, естественно, не умеет. Как-то вести бой, еще и с несколькими противниками – тоже. И этим этот герой цепляет. Зритель видит, как он пытается разобраться с устройством пистолета, неумело прицеливается, нервничает при столкновении с уличным бандитом, убившим его сына. И какой страх он испытывает, отбирая чью-то жизнь. Даже если это жизнь полного отморозка и отброса общества.
Гарри Браун (2009)
Конечно, для подобных образов есть Клинт Иствуд, но надо бы любознательного читателя знакомить и с другими деятелями кинематографа. В этот раз обратимся к киношникам Великобритании, которые в 2009 году представили "Гарри Брауна". Тут всё стандартно. Герой – ветеран войны, имеет награды и поломанную войной жизнь. Правда, мстит он за убитого друга, с которым любил играть в шахматы. То есть, стрелять он умеет, выжить при столкновении с несколькими преступниками тоже сможет. Есть лишь один нюанс. Наш герой – человек пожилой, и не так давно ему стукнуло 70.
Гнев (2004)
Еще один фильм, в котором герой максимально стандартизирован под происходящее. На сей раз это агент ЦРУ, который за годы службы повидал много чего. Ему за 40, и он регулярно напивается и подумывает о самоубийстве. Всё меняется, когда героя нанимается телохранителем для маленькой девочки. Постепенно отношения между ними становятся всё ближе и фактически он заменяет ей отца. Однажды девочку похищают, и он не успевает ничего сделать. Джон получает тяжелое ранение. Уже в больнице он узнает, что малышку убили. Бывших ЦРУшников не бывает и герой, вспоминая все свои умения, идет против целой мафиозной структуры. Особенным этот фильм делает то, что режиссер акцентирует внимание не сколько на действиях, сколько на внутреннем мире героя.
Нападение на Уолл-стрит (2013)
Этот фильм здесь просто потому, что его снял Уве Болл. Это человек, который за годы своей деятельности стал настоящей легендой в кругах кинолюбителей. Обратной легендой, если быть точнее. Его имя стало синонимом фильмов плохого качества. И если экранизации компьютерных игр заслуженно занимают последние места во всяких топах, то этот фильм следует совершенно другому маршруту.
Здесь приземленная и поэтому довольно жуткая история о человеке, который в один миг потерял всё – работу, жену, сбережения и хотя бы какую-нибудь уверенность в завтрашнем дне. Будучи бывшим военным (какая неожиданность, надо же!) он вспоминает навыки стрельбы из оружия и начинает мстить, но не мафии, а всякого рода брокерам, менеджерам и всем, кто заседает на знаменитой Уолл-стрит. В итоге он добирается до главного виновника, но вот сумеет ли он убить одного из крупнейших бизнесменов США?
Фильм нельзя назвать шедевром. Даже "хороший" для него слишком много. Он скорее неплох. Его главная заслуга – герр Уве (как его называют ценители и ненавистники) сумел без лишнего пафоса и ненужной драмы показать на что способен человек, которому нечего терять.
Убить Билла (2003)
Культовый фильм Квентина Тарантино. История о том, как несостоявшаяся жена (даже одно из прозвищ героини звучит, как Невеста) мстит своему жениху за всё, что он с ней сотворил. В свойственном ему стиле Тарантино показывает свое виденье пути мести, по которому решает пойти главная героиня. И всё со свойственной ему эстетикой. Той самой – состоящей из потрясающей операторской работы, колоритных персонажей и их диалогов и максимально гиперболизированным насилием с тоннами бутафорской крови.
Однако, если попробовать вникнуть в сюжет и рассмотреть подлинный смысл этого произведения, становится ясно, что это история не о мести, но о прощении. Если же не пробовать – то это еще один отличный фильм о возмездии от одного из мэтров мирового кино.