Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов
Стримлайн-модерн, стиль "обтекания", "закругленный стиль" – так специалисты называют архитектурное и дизайнерское направление, распространенное в мире в двадцатые-тридцатые годы ХХ века.
Созвучное стилю авиалайнеров и крупных пассажирских судов, оно воплотило в себе культ скорости и технического прогресса: цилиндрические и изогнутые формы, скругленные углы, длинные горизонтальные элементы, круглые окна-иллюминаторы, металлические перила. Нашел свое отражение этот стиль и в зданиях Каменского – что совсем не удивительно, ведь отечественная архитектура в тот период шла в одном русле с мировой.
Во Дворце металлургов, построенном в 1932 году по проекту выдающегося украинского архитектора Владимира Заболотного, "обтекаемый" стиль отчетливо проявился в большой полуротонде клубной части и во входных группах (впоследствии утраченных во время реконструкции) зрелищной части.
Четыре дома металлургического завода 1930-х годов на современном проспекте Тараса Шевченко построены по одному проекту и отличаются друг от друга деталями. Их угловые части, повышенные до пяти этажей, акцентированы западающими углами и скругленными помещениями первых этажей, где находятся торговые и общественные учреждения.
Подобную композицию получил и угол известного послевоенного дома архитектора Ольги Брусовой для Днепродзержинского коксохимического завода. Возведенный в 1951 году, он удачно дополнил собой ансамбль одной из главных улиц города.
В жилой застройке ДКХЗ середины 1930-х годов на нынешнем проспекте Аношкина мы видим балконы с закругленными углами и "леерными" перилами. Кстати, остекление лестничных клеток в именно этом доме вначале было вертикальным, а уже впоследствии его переделали в обычные окна. Переделаны здесь и окна жилых помещений – из широких в более узкие.
Закругленную часть, подчеркнутую балконом в четверть круга, получил корпус третьей городской больницы (1934), спроектированный харьковскими архитекторами с учетом опыта как советского, так и западноевропейского больничного строительства.
Управление цементного завода, построенного в 1929–1934 годах, отличается динамичным силуэтом с полукруглым вертикальным объемом лестничной клетки, остекленным на всю высоту.
Двумя полукруглыми объемами лестничных клеток примечательно здание детского сада 1938 года по Медицинской улице.
В архитектуру государственной районной электростанции (первая очередь – 1929–1932) был включен ряд больших круглых "иллюминаторов".
А башню речного вокзала, который и сам по себе со стороны Днепра был похож на пароход или теплоход (1938, автор здания – киевский архитектор М. Рахлев), увенчивала вполне корабельная мачта, на которой развевался флаг-вымпел.