• UA
  • RU
  • Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    06 апреля, 2024

    Стримлайн-модерн, стиль «обтекания», «закругленный стиль» – так специалисты называют архитектурное и дизайнерское направление, распространенное в мире в двадцатые-тридцатые годы ХХ века.

    Созвучное стилю авиалайнеров и крупных пассажирских судов, оно воплотило в себе культ скорости и технического прогресса: цилиндрические и изогнутые формы, скругленные углы, длинные горизонтальные элементы, круглые окна-иллюминаторы, металлические перила. Нашел свое отражение этот стиль и в зданиях Каменского – что совсем не удивительно, ведь отечественная архитектура в тот период шла в одном русле с мировой.

    Во Дворце металлургов, построенном в 1932 году по проекту выдающегося украинского архитектора Владимира Заболотного, «обтекаемый» стиль отчетливо проявился в большой полуротонде клубной части и во входных группах (впоследствии утраченных во время реконструкции) зрелищной части.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    Четыре дома металлургического завода 1930-х годов на современном проспекте Тараса Шевченко построены по одному проекту и отличаются друг от друга деталями. Их угловые части, повышенные до пяти этажей, акцентированы западающими углами и скругленными помещениями первых этажей, где находятся торговые и общественные учреждения.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    Подобную композицию получил и угол известного послевоенного дома архитектора Ольги Брусовой для Днепродзержинского коксохимического завода. Возведенный в 1951 году, он удачно дополнил собой ансамбль одной из главных улиц города.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    В жилой застройке ДКХЗ середины 1930-х годов на нынешнем проспекте Аношкина мы видим балконы с закругленными углами и «леерными» перилами. Кстати, остекление лестничных клеток в именно этом доме вначале было вертикальным, а уже впоследствии его переделали в обычные окна. Переделаны здесь и окна жилых помещений – из широких в более узкие.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    Закругленную часть, подчеркнутую балконом в четверть круга, получил корпус третьей городской больницы (1934), спроектированный харьковскими архитекторами с учетом опыта как советского, так и западноевропейского больничного строительства.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    Управление цементного завода, построенного в 1929–1934 годах, отличается динамичным силуэтом с полукруглым вертикальным объемом лестничной клетки, остекленным на всю высоту.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    Двумя полукруглыми объемами лестничных клеток примечательно здание детского сада 1938 года по Медицинской улице.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    В архитектуру государственной районной электростанции (первая очередь – 1929–1932) был включен ряд больших круглых «иллюминаторов».

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    А башню речного вокзала, который и сам по себе со стороны Днепра был похож на пароход или теплоход (1938, автор здания – киевский архитектор М. Рахлев), увенчивала вполне корабельная мачта, на которой развевался флаг-вымпел.

    Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов Как в архитектуре Каменского воплотился стиль пароходов и самолетов

    Ранее мы сообщали:

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram

    Это может вас заинтересовать