Из зоны боевых действий в Донецкой области в Днепр эвакуировали две 800-летние половецкие каменные "бабы"
Две каменные половецкие "бабы", возраст которых специалисты оценивают минимум в 800 лет, эвакуировали из прифронтовой зоны Донецкой области в Днепр. Это 14-я и 15-я каменные бабы, вывезенные из прифронтовых районов Донецкой области в музей в Днепре.
Две скульптуры: мужскую и женскую, привезли в областной центр 7 сентября и передали на хранение в Днепропетровский исторический музей имени Яворницкого.
Организация эвакуации этих уникальных артефактов длилась три месяца. Сначала с риском для жизни из прифронтового села Белокузьминовка, расположенного в нескольких километрах от линии соприкосновения, в Краматорск артефакты транспортировали военнослужащие 56-й отдельной мотопехотной Мариупольской бригады. Далее в Днепр статуи перевез историк и волонтер Юрий Фаныгин.
Одним из участников и организаторов спасательной операции был выпускник Карпатского национального университета, младший лейтенант 3 отдельной штурмовой бригады Игорь Климович з позывнsv "Африка". До полномасштабного вторжения Игорь Климович увлекался археологией, исторической реконструкцией, создавал культурные инициативы. Уже находясь в армии, неоднократно участвовал в подобных "операциях" по спасению исторических артефактов из зоны боевых действий. К сожалению, отважный воин и патриот погиб 30 июля 2025 года в Харьковской области. И эту операцию по эвакуации завершили уже другие.
Скульптуры находятся в разном состоянии сохранности, однако это не уменьшает их исторической ценности. Директор Днепропетровского исторического музея имени Яворницкого Александр Старик предполагает, что мужская скульптура, весящая более 600 килограммов, является статуей воина. Она почти целая, но без головы. Женская фигура немного легче. К сожалению, она расколота на части.
Любой памятник, физически спасенный от уничтожения с линии боевого столкновения, имеет незаурядное значение. Эти две половецкие скульптуры, ради которых наши военные и волонтеры рисковали жизнью, свидетели исторического процесса XII века н.э. Они подтверждают преемственность нашей памяти, рассказывают о предках, правивших в этих степях. Каждая из таких статуй имеет свои индивидуальные черты, которые позволяют реконструировать культовые, бытовые, военные, торговые особенности жизни кочевников, отметил в комментарии для ТРК "МИС" Александр Старик.