• UA
  • RU
  • Как для левобережья Каменского план монументальной пропаганды разработали

    На днях исполнилось 96 лет со дня рождения выдающегося украинского архитектора Валентина Ивановича Ежова (07.07.1927–25.08.2010), под руководством которого было разработано немало проектов для левобережья Каменского-Днепродзержинска. А в 1981–1987 годах он занимал ответственный пост главного архитектора Киева.

    С 1963 года Валентин Ежов работал в Киевском зональном научно-исследовательском и проектном институте экспериментального проектирования – КиевЗНИИЭП (с 1975 года – главный архитектор института), где под его руководством для Левого берега Днепродзержинска спроектировали первый в стране учебно-воспитательный комплекс – школу с подготовительными группами детсада на 1668 учащихся (ныне лицей № 40) – и ясли-сад на 410 мест, построенные в нескольких микрорайонах. А кроме того, школьный комплекс на 3136 учеников и ряд общественно-торговых центров – эти проекты так и не нашли своего воплощения.

    Затем, с 1976 по 1981 год, архитектор возглавлял Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры в Киеве (КиевНИИТИ) – здесь под его руководством для левобережья Днепродзержинска разработали нереализованный проект экспериментального жилищного района с комплексным центром и план монументальной пропаганды. Об этом плане и вспомним.

    Как для левобережья Каменского план монументальной пропаганды разработали

    Известный в Каменском журналист и краевед Виктор Куленко в позапрошлом году приобрел на барахолке весьма интересный материал – отчет "Рекомендации по формированию архитектурно-градостроительных качеств левобережной части г. Днепродзержинска" 1979 года, составленный КиевНИИТИ и утвержденный директором института В. И. Ежовым. Фрагментами этого документа журналист поделился на своем сайте. С разрешения Виктора Куленко приведем некоторые факты.

    Итак, по этому плану левобережная монументалистика предполагала несколько идейно-тематических зон. Руководствуясь предложенной схемой, художники в каждом конкретном случае должны были найти образные решения своих произведений.

    Участок между 9-м микрорайоном и гэсовской плотиной должен был отражать тему "У истоков города". Здесь планировалось установить памятник мифическому основателю Каменского казаку Камеону, памятный знак в честь основания левобережья города, а также, возможно, другие композиции – "Путь из варягов в греки", "Пристанище древнерусских дружин", призванные напоминать новоселам об истории земли, на которой вырос их город. Высказали специалисты и довольно странную рекомендацию: перенести существующий знак при въезде на плотину ГЭС к новой черте города и установить вместо него монумент в виде 25-метровой ребристой спирали – тот самый знак "основанию города".

    Как для левобережья Каменского план монументальной пропаганды разработали

    Следующая зона, расположенная вдоль набережной, называлась "Героическое революционное прошлое". Нынешний проспект Ивана Франко (бывший Карла Маркса) с развитием Левого берега должен был оказаться в его центре и вести от набережной к новому зданию горсовета. Эту улицу предлагалось назвать проспектом Героев, на ней предусматривалось установить монумент Ленину и памятники, собственно, революционным героям.

    Следующую тему сформулировали как "Ратный подвиг в Великой Отечественной войне". В частности, современный проспект Героев АТО (бывший Маршала Жукова) планировалось назвать бульваром Освобождения, а уже существующий тогда первый на левобережье памятник – танк "Т-34" – дополнить стелой в честь воинских частей и соединений, участвовавших в освобождении города от фашистских захватчиков. Напротив сороковой школы на бульваре предполагалось построить монумент пионерам-героям. Будущий кинотеатр "Мир" предлагали назвать "Победа", а на его фасаде разместить соответствующую монументальную композицию – мозаичное панно или рельеф-мозаику.

    Как для левобережья Каменского план монументальной пропаганды разработали

    Кроме темы форсирования Днепра на Аульско-Сошиновском плацдарме, за которую "отвечал" танк, в монументалистике левобережья предполагалось раскрыть темы "Боевое подполье", "Днепродзержинцы – Герои Советского Союза", "Победа ковалась в тылу".

    Еще одной тематической зоной – "Борьба за мир во всем мире" – должны были отразиться "Дружба народов" и "Пролетарский интернационализм" (возле нереализованного крупного стадиона и спорткомплекса в западной части левобережья), "Торжество идей ленинизма", "Мирная продукция города идет во все концы земного шара" и даже "Днепродзержинскому металлургическому комбинату вручена медаль Всемирного совета мира" (в районе нынешнего бульвара Строителей).

    Как для левобережья Каменского план монументальной пропаганды разработали

    Кроме уже существовавших тогда проспекта 50 лет СССР (ныне – Надднепрянский) и улицы (сейчас – проспекта) Победы, на карте Левого берега намечались площади Приморская, Культуры, Фестивальная, Победы, Олимпийская, Новаторов, Советской Конституции, Мира, Металлургов. А также – улицы Энергетиков (нынешний бульвар Независимости), Машиностроителей (бульвар Строителей), Спортивная, Мастеров, проспект Науки (современный бульвар Героев) и главная магистраль левобережья города – проспект Прометея, впоследствии названный проспектом Металлургов.

    Запланированное монументальное панно на этой магистрали, посвященное восстановлению разрушенного во время войны городского исторического символа – памятника "Прометей", было призвано показать связь старой и новой застройки, подчеркнуть бережное отношение к славным традициям города.

    В итоге план монументальной пропаганды, разработанный для левобережья, так и остался на бумаге. Сейчас он представляет интерес и с краеведческой точки зрения, и как выразительный пример тогдашней идеологии, постулаты которой все больше расходились с реальной жизнью.

    Присоединяйтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на  ресурсах:  YouTube Facebook Instagram Telegram

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram