• UA
  • RU
  • Как для левобережья Каменского чудо-школу спроектировали

    Мы уже упоминали историю строительства первого в стране учебно-воспитательного комплекса в девятом микрорайоне Левого берега. Однако еще более впечатляющее учебное заведение полвека назад планировалось построить напротив него, в десятом микрорайоне.

    Проект учебного комплекса на 3136 учащихся для строительства в Днепродзержинске, тоже разработанный Киевским зональным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования, состоял из двух школ – на 40 классов каждая – и общешкольного клуба, который был центром всего комплекса.

    По проекту младшие классы размещались в самостоятельных блоках, удобно связанных с общешкольными помещениями, которыми пользовались дети этого возраста. Это позволяло ввести для детей особый режим дня с сокращенными уроками и удлиненными переменами.

    Блоки младших классов имели по два этажа. На первом этаже предполагались обслуживающие помещения, вестибюль с гардеробом, комнаты продленного дня. Во втором, вокруг спортивного зала, располагались классы квадратной формы, удобной для наилучшей расстановки оборудования для различных учебных и внешкольных мероприятий.

    Блоки средних и старших классов были спроектированы трехэтажными. Учебные кабинеты, расположенные по периметру вокруг дворика, планировалось оснастить телевизорами, кинопроекторами, магнитофонами, машинами для программированного обучения, лингафонными установками и т. д. Все это было призвано повысить качество обучения, сократить сроки подготовки домашних заданий, снизить нагрузку преподавателей.

    Особое внимание уделялось размещению столовой и кухни. Обеденные залы, расположенные в центре комплекса, разделялись раздвижной перегородкой: при необходимости это позволяло бы создавать одно большое пространство.

    В клубном блоке, удобно связанном с учебными, предусматривались большой спортивный зал, 25-метровый бассейн, малый бассейн для обучения плаванию, помещения для хранения лыж, универсальные кружковые комнаты для юннатов, туристов, технического творчества, музыкальных и других занятий.

    Предполагалось, что во внешкольное время клубным блоком будут пользоваться не только ученики, но и молодежь микрорайона. Для этого был запланирован отдельный вход с вестибюлем и гардеробом.

    Общая вместимость обоих учебных комплексов – в 9-м и 10-м микрорайонах – составляла около 5 тысяч учащихся. Интересно, что поставлять полуфабрикаты для питания в этих заведениях должен был кулинарный комплекс межмикрорайонного общественно-торгового центра, расположенного рядом.

    Но проект одного из самых оригинальных учебных заведений страны так и не нашел своего воплощения. В конце концов в десятом микрорайоне построили две однотипные школы – № 2 (1986 года постройки) и № 41 (1989 года), впоследствии – лицей новых информационных технологий и административное здание соответственно.

    Использованы информация и фото:

    Король И. Г., Синькевич Е. Н., Ван Тхиен Ле. Экспериментальные проекты учебно-воспитательных зданий для Днепродзержинска // Строительство и архитектура. – 1973. – № 7.

    Смотр лучших проектов [о ежегодном смотре-конкурсе лучших проектов, организованном Госстроем УССР и Союзом архитекторов Украины по поручению Совета Министров УССР] // Строительство и архитектура. – 1974. – № 12.

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTubeFacebookInstagramTelegram

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram