10 вопросов к спектаклю "Матушка Кураж и ее дети", премьера которого состоялась в Каменском

25-го и 27 апреля на Основной сцене Театра им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля "Матушка Кураж и ее дети", которую по одноименной пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта поставил известный украинский театральный режиссер, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Павлюк.
Это действительно выдающееся СОБЫТИЕ в культурной жизни не только Каменского, но и всей страны. Потому что спектакль "Матушка Кураж и ее дети" поставлен на таком чрезвычайно высоком уровне, что может бесспорно украсить репертуар не только театра нашего города, но и любую столичную театральную сцену. Актеры под руководством Сергея Павлюка создали впечатляющую галерею самых разнообразных ярких образов. И это касается не только главных героев, но и тех, кто играл второстепенные роли, или просто появлялся в массовке, даже не произнося ни одного слова.
Поскольку я имел возможность бывать за кулисами театра и в течение определенного времени мог наблюдать за работой над постановкой спектакля, то могу признать, что за этим успехом стоит невероятная сложная и преданная работа всего коллектива театра. И не только актеров, режиссера, художников, музыкантов оркестра, балета, но и реквизиторов, гримеров, костюмеров, декораторов, швейного цеха, столяров, слесарей, монтировщиков сцены и даже уборщиц.
Но наблюдать за репетициями и увидеть готовый спектакль — это совершенно разные вещи. После просмотра ты находишься под очень сильным впечатлением, пытаешься осознать увиденное и пережитое, а еще задаешь себе целую кучу самых разнообразных вопросов.
1.Как в театре Каменского на четвертом году полномасштабной войны решились поставить такой пронзительный спектакль о войне? Для этого действительно нужно иметь большую смелость, потому что честно говоря не каждый зритель может принять эту тему. Особенно с учетом того, что авторы спектакля решили не обходить "острые углы" и не побоялись сделать ставку на откровенный натурализм.
2.Что чувствовала во время работы над чрезвычайно сложной ролью Мамочки Кураж актриса Марина Юрченко у которой самой четверо собственных детей? Так пронзительно сыграть потерю своих детей на сцене невозможно только на одном актерском мастерстве. Это все надо пропустить через себя, через свою психику.
3.Как авторы спектакля умудрились так органично разместить на одной сцене масштабные декорации с макетом разрушенного Ирпенского моста и настоящими автомобилями и оркестр театра так, что при этом осталось еще много места для актеров?
4.Как режиссер Сергей Павлюк смог так виртуозно совместить в своем спектакле трагедию и фарс? Ты можешь откровенно улыбаться глядя на некоторые моменты в первом акте, а во втором уже тайком вытираешь слезы, которые начинают наворачиваться на глаза.
5.Не боится ли любимец зрителей Каменского Олег Волощенко, что после так ярко и натурально сыгранной в этом спектакле роли маньяка и убийцы, у театралов города изменится к нему отношение?
6.Как режиссеру спектакля удалось оставив оригинальный текст пьесы почти без изменений осовременить его? Аллюзии с нашей реальностью в спектакле просматриваются очень четко, хотя при этом создается впечатление, что это не реальный, а какой-то фантасмагорический мир. Ты как будто наблюдаешь за какой-то параллельной реальностью — очень похожей на нашу, но все же другой.
7.Как удалось достичь такого магического эффекта от использования света в спектакле?
8.Что происходило под сценой, куда в течение спектакля прыгали актеры и сбрасывали "трупы"?
9.Где нашли такое большое количество самых разнообразных предметов реквизита?
10.Откуда в театре появилось такое чудо, как София Чеботарева, сыгравшая Катрин — немую дочь Матушки Кураж? Высокий уровень ее игры, никак не соответствует ее молодому возрасту. Это было что-то невероятное.
Все эти вопросы сами по себе являются бесспорным свидетельством моего восторга от постановки. Даже и без ответов на них.
В антракте и после спектакля я общался с несколькими зрителями. Все единогласно признавали, что это что-то невероятное, что увиденное на сцене поразило их до глубины души. Однако некоторые честно признавались, что точно не решатся еще раз приди на этот спектакль, потому что он вызывает слишком сильные эмоции и они не готовы пережить еще один раз подобного потрясения.В отличие от них, я точно хочу еще раз (или и не раз) посмотреть этот спектакль. Посмотреть с другого места в зале, посмотреть с балкона. Посмотреть, чтобы оценить некоторые технические моменты, особенности сценографии, нюансы актерской игры и еще какие-то вещи, на которые не обратил внимания из-за своего эмоционального состояния.
Есть еще один момент, который очень красноречиво указывает на то, как этот спектакль поразил всех присутствующих в зале. В конце спектакля зрители стояли и аплодировали молча. В зале никто не кричал традиционные "Браво!" и "Бис!". Люди просто стояли, молчали и аплодировали. И дали волю своим чувствам и начали выкрикивать одобрительные реплики, только когда актеры начали выходить на поклон.