140 лет назад произошел решающий момент в истории Каменского
Так выглядела станция Запорожье (впоследствии – Баглей, ныне – Запорожье-Каменское) в конце ХІХ – начале ХХ века
Сегодня – без преувеличения знаковый юбилей для Каменского. 140 лет назад, 18 (по новому стилю – 30) мая 1884 года, угольный Донбасс и рудный Кривбасс объединила железная дорога, что обусловило стремительное развитие горнодобывающей, металлургической и другой промышленности, строительство крупных городов в приднепровском крае. Именно благодаря ей появился мощный город Каменское, и именно железнодорожные здания ныне – старейшие в городе.
Каким образом появилась железная дорога?
С начала 1870-х годов строительства этой железной дороги добивался выдающийся общественный деятель Приднепровья, промышленник и меценат Александр Поль. Ее проект был принципиально утвержден правительством в 1875 году. Строительство начали в 1881 году, и то главным образом, чтобы дать заработок местным крестьянам, пострадавшим от неурожая. Значение линии для будущего промышленного и экономического развития края тогда еще понимали немногие – ну, кроме самого Поля.
Построили железную дорогу в 1881–1884 годах. Сначала она называлась Криворожской, однако уже в процессе строительства ее, так сказать, "идеологически верно" переименовали в Екатерининскую. Именно 18 (30) мая 1884 года, с открытием моста через Днепр в Екатеринославе, железная дорога была введена в эксплуатацию, и по ней началось сквозное движение.
Как благодаря железной дороге возник город Каменское?
В составе Екатерининской железной дороги построили и Каменскую ветку. От станции Запорожье через разъезд Романково она вела к шпалопропиточному завода на берегу Днепра, у будущей станции Тритузной. Именно эти места – в том числе и из-за существующей железнодорожной ветки – в 1887 году выберет для строительства своего завода новосозданное благодаря иностранному капиталу "Южнорусское Днепровское металлургическое общество".
Еще через два года металлургический завод станет в строй, а впоследствии он станет самым мощным в стране. И Каменское – древнее казацкое село – в 1913 году будет насчитывать уже 40 тысяч населения, а в 1917-м – 60 тысяч, чем превзойдет большинство уездных центров и приблизится к небольшим губернским. В том же году, при Временном правительстве, оно наконец-то получит статус города.
Почему же местную станцию назвали Запорожье?
Мы привыкли связывать слова "Запорожье", "запорожский" с городом Запорожьем или Запорожской областью, подзабыв, что город этот до 1921 года назывался Александровск, а его область появилась в 1939-м. Первоначально же Запорожье – это земли запорожских казаков, простиравшиеся от Южного Буга до Кальмиуса и от Орели до низовьев Днепра. Поэтому возникновение станции с таким названием в самом центре этого исторического региона выглядело вполне логичным. Интересно, что при гетманате Павла Скоропадского был период, когда вся Екатерининская железная дорога официально называлась Запорожской.
В 1921 году город Александровск был переименован в Запорожье. Однако его железнодорожные станции оставались со старым названием. Переименовали их только три года спустя. А станцию Запорожье, расположенную возле Каменского, в 1924 году решили назвать в честь большевика, комиссара Гавриила Баглея, умершего от тифа в 1920 году. Сама же Екатерининская железная дорога в 1936 году станет Сталинской, а с 1961-го она называется Приднепровской.
Снимок из архива Мороза Олега Николаевича, город Каменское
Местным вокзалом станция Запорожье (Баглей) служила восемьдесят лет – вплоть до постройки современного в 1965-м. В 2017 году в процессе декоммунизации она получила свое нынешнее название – Запорожье-Каменское.