Кинотеатр "Комсомолец" – инфраструктурное наследие Каменского
Снимок фотографа Веселова, с открытки 1982 года
23 декабря 1977 года в городе открылся кинотеатр "Комсомолец", построенный управлением строительства Приднепровского химического завода по заказу областного управления кинофикации и днем ранее принятый в эксплуатацию с общей оценкой строительно-монтажных работ "отлично".
Проект этого культурного комплекса выполнили сотрудники Днепродзержинского филиала Киевского научно-исследовательского и проектного института градостроительства под руководством главного архитектора Анатолия Петровича Романенко.
Кинотеатр на 600 мест стал одним из объектов, сформировавших центр юго-западного жилого района города. Здание сориентировали главным фасадом на Комсомольский проспект (ныне – Василя Стуса) в сторону Днепровского райкома партии и райисполкома, расположенного по одной с ним оси.
Для привязки выбрали типовой проект двухзального кинотеатра №264-13-58 с залами на 400 и 200 мест. Был разработан проект благоустройства застраиваемой территории с устройством террас, подпорных стенок, размещением малых архитектурных форм.
Как и во многих других зданиях, построенных всемогущим Приднепровским химическим заводом, для отделки здесь использовали ценные материалы: и белый крымский известняк, и сиреневый армянский туф, и красный и серый волынский гранит, и черный с синими отблесками лабрадорит.
Весь архитектурный комплекс кинотеатра поразил горожан необычностью формы, оригинальным решением ансамбля. Украшением его стала просторная смотровая площадка, поднятая на многочисленных круглых колоннах, с мозаичным покрытием-терраццо с геометрическими узорами. В одном месте здесь сохранились выложенные из камней надписи "Валя" и "Аня" – автографы бригадирок, выполнявших работы по заливке покрытия.
Через круглый проем в этой террасе прошла высокая колонна со скульптурной группой, а сквозь больший, прямоугольный со скругленными углами – прозрачная, словно невесомая лестница к проспекту. В помещении под террасой, с необычными круглыми окнами, размещались кассы, ряд торговых объектов.
Прекрасно вписывался в ансамбль кинотеатра цветомузыкальный фонтан, увенчанный медным корабликом. Еще один, продолговатый водоем находился прямо под смотровой площадкой.
Само здание украсили декоративные светильники на главном и восточном фасадах, монументальная вывеска с чеканными барельефами, аннотационная доска – все это также было выполнено из меди. В мощную подпорную стенку с восточной стороны кинотеатра врезали четыре крупных куба, опоясанных мозаичными панно из смальты.
Вокруг кинотеатра, а также на железобетонных кронштейнах, вынесенных за ограждение террасы, размещались декоративные светильники. Прилегающая территория была вымощена шестиугольными железобетонными плитами.
Не менее богатым стало и внутреннее убранство кинотеатра – например, известно, что в интерьере также существовали чеканные произведения искусства. Больший зал был "красный", меньший – "синий". Обе их киноаппаратные оснастили современным оборудованием (кстати, в "Комсомольце" действовал автоответчик, и узнать о фильмах и их расписании можно было, просто позвонив по телефону). Для зрителей работал буфет и даже комнаты отдыха.
И вовсе не удивительно, что кинотеатр стал одним из объектов, представленных от города на конкурс лучших комплексов и зданий, построенных в Украине в 1977 году. Но, к сожалению, его отстранили от участия из-за несоответствия требованиям: была выполнена только первая очередь строительства, то есть не завершено благоустройство.
В конце семидесятых управление строительства ПХЗ построит еще кафе "Бригантина" по улице Бойко (Звенигородской) напротив кинотеатра и наконец завершит благоустройство центральной площади юго-западного жилого массива. Затем, в течение восьмидесятых, оно возведет два масштабных комплекса домов, памятные горожанам как "Детский мир" и "Каскад", и две 14-этажки с помещениями клуба и встроенно-пристроенным детсадом, открытым в 1990 году, – чем и будет завершен этот неповторимый градостроительный ансамбль.
Несомненно, кинотеатр "Комсомолец" явился одним из самых ярких объектов того впечатляющего наследия шестидесятых-восьмидесятых годов, которое могло бы стать визиткой города, как украинское барокко Киева, ренессансное убранство Львова, межвоенная архитектура Харькова или дореволюционная – Одессы. Но, увы, не суждено было.