• UA
  • RU
  • Возрождаем традиции: ТОП-5 украинских рождественских атрибутов

    17 декабря, 2023

    Рождество в нашей культуре действительно особый праздник. Даже сквозь века украинцы чтят аутентичные традиции. Часть примет и традиций забываются, некоторые снова становятся популярными: все мы слышали о вертепе, но знаем ли что-то о рождественском пауке? С новым переосмыслением нашей исторической идентичности важно знать и уважать свою историю, лелеять родные нам традиции, переданные от предыдущих поколений.

    Подробнее расскажем о рождественских интересностях:

    Дидух

    Первое и главное, что хозяин заносил в дом в этот день. Сноп из последней ржи, который ставили в углу, был и остается сугубо украинской традицией. Вариативность его образов бесчисленна, поскольку наш народ придавал особое значение украшениям и составу дидуха. Сделанный только из ржи или из всех злаков, выращенных хозяевами, и сформированный как дерево. Не трудно догадаться: именно форма, напоминающая дерево, символизирует жизнь – высшую ценность человечества во все времена.
    На протяжении истории дидухи “переезжали” на угол стола или дома, а в современности часто встречаются в самом центре рождественского стола. Украинский дидух долгое время играл такую же главную роль, как сейчас рождественская елка. А теперь в наших домах можно увидеть их гармоничное сочетание. Что же делали с дидухом в конце праздников? Ни в коем случае его не выбрасывали, потому что как главный образ жизни, он “продолжал” свое функционирование: из семян, которые выпадали из злаков, засевали первую жатву в следующем году.

    Вертеп

    Речь идет о домашнем вертепе, его еще называют “статическим”. Он, как и кукольный театр или театральное действо, символизирует рождение Иисуса Христа, а именно визуализирует сцену. Многие сравнивают такой статический вертеп с иконой. Стоит сказать, что в таком проявлении он появился относительно недавно – а именно в 19 в. Их начали устанавливать в церквях, храмах, на улицах и просто в домах, потому что ограничений в размерах вертепа не существует.
    Вертеп изображает таинство появления Иисуса на этот свет, поэтому основные персонажи в нем четко перечислены как из библейского сюжета: младенец, Дева Мария и Иосиф.

    “Установление вертепа в наших домах помогает нам по-новому пережить историю, которая произошла в Вифлееме. Очевидно, что Евангелие всегда остается источником, который позволяет познать это событие и размышлять над ним. Вертеп помогает представить сцены, пробуждает чувства, поощряет чувствовать себя активными участниками истории спасения, современниками события, которое является живым и актуальным в самых разных исторических и культурных контекстах”, – пишет в Апостольском письме о значении и ценности вертепа Папа Франциск.
    С современной точки зрения вертепы теперь устанавливают и в домах на подоконнике, рисуют на стекле или вырезанный приклеивают на стену. Также не ограничиваются и в материалах: изготавливают из дерева, бумаги, пластилина. Многие покупают уже готовые инсталляции, на нашем рынке их выбор действительно достаточный, но существуют и готовые наборы для самостоятельного воссоздания.

    Подсвечник-тройка

    Аутентичный украинский подсвечник для трех свечей тоже является одним из главных ассоциаций с украинским Рождеством, хотя и выступает атрибутом многих обрядов в нашей культуре. Выполнен из самых разнообразных материалов, от дерева до металла, с неповторимыми узорами. В разные периоды на нем высекались мужские головы, позже человеческие фигуры, райские птицы с человеческими головами или библейские сюжеты.
    Прежде всего подсвечник-тройку зажигают в Сочельник перед Рождеством и перед Иорданом. Такие праздники традиционно происходили при светлом мерцании свечей – вся семья, собранная за праздничным столом, в такие моменты чувствует подъем и особое ощущение торжественности момента. Как и дидух, после праздников подсвечник-тройка продолжал свое практическое назначение, оставаясь частью внутреннего убранства дома, намекая на эстетический вкус хозяев.

    Рождественский паук

    Украшение, подвешиваемое на потолок или к окну, символизирует представления наших предков о строении Вселенной – поэтому тот, кто коснется головой “паука”, получит удачу на весь следующий год. Традиционно “паука” делают из соломинок, которые вытягиваются из дидуха. Такое занятие не считалось чем-то плохим, наоборот позволяло поработать в праздник.
    Впечатляющая своими размерами конструкция состояла из маленьких соломенных пирамидок, нанизанных на конский волос. Учитывая современность, сейчас волос из конского хвоста заменяют плотными нитями из хлопка или пластика. Готовое изделие украшали соломенными игрушками: звездочками, ангелами, куклами и тому подобное.
    После Рождества “паука” не выбрасывали.
    “Вешали писанки и так весь год “паук” был в доме. Функционального значения “паук” не имеет. Он символ – символ благосостояния, “паук” – основатель, который ткет паутину – материальное добро”, – комментирует Марина Иванишин, львовская мастерица, которая распространяет историю рождественских пауков и регулярно проводит мастер-классы по их изготовлению.

    Святой ужин

    Наиболее популярная по умолчанию традиция это Святой ужин. Момент, когда весь род собираются вместе за одним столом, даже мертвые и без вести погибшие. Сейчас такой обычай не является для нас характерным, но в те времена живые, помня мертвых, оставляли кутю и узвар под окнами, не убирали немытую посуду после ужина и, садясь на стул или скамейку, “продували место” – чтобы не привязать за собой чью-то мертвую душу. Впрочем, в знак уважения, оставляли для мертвых пустую тарелку с ложкой на общем столе, как и свободное место для сидения.
    Во время святого ужина молятся как и за мертвых, так и за благополучие живых. Молятся не только перед иконами в углу, но и хозяин перед хозяйкой, когда передает ей кутю в руки. Принимая блюдо, она тоже сначала молится и только потом семья начинает ужинать. В такой праздник много чего интересного и вкусного можно съесть: голубцы, вареники, жареную рыбу, пампушки, борщ, фасоль и горох, капусту и тому подобное.

    Каждая деталь во время ужина имеет вещее значение: если тень на стене подобна скирду – будет урожай на хлеб, к стогу – сена будет много, к дереву – сад уродится. Больше всего суеверий именно в отношении членов семьи, поэтому нельзя как много разговаривать, так и совсем мало. Для гостей наоборот же, потому что они являются признаком счастья для семьи в следующем году. Во многих регионах “занести” святой ужин была знаком уважения и почета к крестным родителям, бабушкам с дедушками. Принося часть своего ужина, гости якобы пытались присоединить себя к ужину хозяев и напомнить о себе. Более того, заносить ужин могли и состоятельные хозяева к бедным, чтобы помочь преодолеть трудные времена и проявить человечность в такой большой праздник.

     

     

    Подписывайтесь, читайте и смотрите новости МИС ТВ на ресурсах: YouTube Facebook Instagram Telegram

    Это может вас заинтересовать

    10 самых высокооплачиваемых вакансий Каменского назвали в службе занятости

    На сегодня в базе данных Каменского филиала Днепропетровского областного центра занятости насчитывается более 546 актуальных...

    Каменских предпринимателей призывают приводить в порядок объекты своей деятельности

    Об этом напомнили в коммунальном предприятии «Благоустрий», отметив, что с наступлением весны инспекции по объектам...

    Каменчане о том, сколько нужно времени, чтобы заработать на квартиру

    Мы опросили жителей Каменского, сколько времени и денег им примерно нужно для покупки квартиры. Результаты...

    Ушел из жизни Альбертас Роже – выдающийся деятель культуры Каменского

    Каменское понесло печальную потерю. Ушел из жизни Роже Альбертас Юозович – искренний, порядочный, честный, светлый...

    «Бджола» поддержала соревнование по тхэквондо

    13 апреля в городе состоялся открытый чемпионат по тхэквондо «Храброе сердце», организованный при содействии «Бджолы»....