Авиакатастрофа возле Днепродзержинска: как погибла футбольная команда "Пахтакор"?
Оба самолета были выпущены Харьковским авиационным заводом в 1971-1974 гг. и находились в исправном состоянии. Управлением этих самолетов руководил Харьковский районный центр. В этот день в 08:40 на работу вступила новая смена авиадиспетчеров: малоопытный диспетчер 3-го класса (фактически еще стажер) 20-летний Николай Жуковский и диспетчер 1-го класса — 28-летний Владимиру Сумскому, начальником был Сергей Сергеев.
В 13:17 с диспетчером Жуковским связался борт 816 (молдавский), экипаж доложил, что находится в зоне действия Харьковского центра, на высоте 8400 метров и рассчитывает пролететь Волчанск в 13:22, Красноград в 13:28. И тут Диспетчер Жуковский, допустивший свою первую ошибку, нанес на график ориентировочное время пролета данным самолетом контрольных точек. Но, указал неверные значения: 13:19 для Волчанска и 13:26 для Краснограда, то есть с опережением графика.
У борта 816 запланированная высота лета была 9600 метров, поэтому при последующей связи с центром экипаж запросил разрешение на набор высоты, однако получил отказ. "Держите 8400, пока", – сообщил диспетчер. Экипаж борта 816 еще несколько раз спрашивал диспетчера о наборе высоты, но на указанной высоте двигался в это время попутный самолет, с меньшей скоростью. И потому Жуковский не разрешал набирать высоту молдавскому борту, чтобы самолеты не приблизились. Однако есть и другая версия, почему нельзя было набирать высоту – этот воздушный коридор был освобожден для Юмжагиина Цеденбала, генерального секретаря Монгольской народно-революционной партии.
В этот момент на связь вышел борт 735, направлявшийся в Минск и доложивший о занятии высоты 7200 метров при удалении от Днепра (тогда Днепропетровска) 25 километров. Ответ диспетчера был таким: "Харьков принял 25 километров до Днепра, занимайте высоту 8400". Заметьте это та самая высота, на которой уже находился один из бортов этой авиакатастрофы. В этот момент Жуковский допустил вторую ошибку – неправильно узнал отметку этого самолета на радаре и подтвердил пролет Днепра, тогда как борт находился уже на 13 км дальше, ближе к Каменскому.
Старший диспетчер Сумской услышав переговоры с экипажами самолетов и увидев на экране сближающиеся отметки, осознал катастрофичность ситуации, попытался исправить ее. Для этого он принял решение перевести борт 676 (Ил-62) на высоту 9600 метров, борту 735 (белорусскому) приказал подниматься до высоты 9000 метров, а борту 816 (молдавский) оставаться на 8400. Но увеличенная в течение последних минут интенсивность радиообмена в эфире создала помехи и ответ услышанный диспетчерами: "Понял, 8400" был предоставлен совсем другим самолетом.
Летя на высоте 8400 метров в облаках высотой до 9000 метров, экипажи обоих Ту-134 не могли видеть друг друга. В 13:35-13:38 отметки обоих самолетов неожиданно последовательно исчезли с экранов радаров. За 1 минуту и 5 секунд после последней предполагаемой связи с землей борт 735 под углом 95° врезался в борт 816, который разрушился в воздухе сразу на несколько частей. Борт 735, после столкновения потерявший хвостовую часть, часть правой плоскости крыла и один из двигателей, пытался завершить аварийную посадку, но на высоте около 4000 метров авиалайнер потерял управление и, перейдя в пикирование, около 13:38 рухнул на землю в районе поселка Куриловка и полностью разрушился.
Свидетелями страшной трагедии стали жители сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка и экипаж самолета АН-2, шедший на высоте 9 км. "Очень врезались в память картины, когда была обнаружена женская рука по плече, которая намертво зажала фрагмент примерно годовалого ребенка" — вспоминают свидетели.
В ближайшем селе Куриловка сохранились памятные знаки на месте падения борта 735 и в 2009 году был установлен мемориальный комплекс в память о футбольной команде "Пахтакор". Инициатором проекта стала вдова тренера Идгая Тазетдинова – Алла, она долго занималась памятью о футбольной команде. В 2020 году его не стало. А о погибших с борта 816 мало известно, в их честь не установлены памятники или какие-либо знаки.
По количеству жертв эта авиакатастрофа занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире – второе, среди столкновений самолетов – третье. Но в современном мире она уже мало известна.
Больше об этих событиях в новом выпуске "ТОП города".