Качество начального образования в Украине: как пандемия и война повлияли на обучение
Украинский центр оценки качества образования опубликовал результаты третьего цикла общегосударственного мониторинга качества начального образования (ЗЗМЯПО–2024), который охватил 10 904 ученика 4-х классов из 407 учебных заведений в 20 регионах Украины.
Исследование не проводилось в Донецкой, Луганской, Запорожской, Харьковской, Херсонской областях, АР Крым и Севастополе из-за ситуации с безопасностью. Упершие результаты мониторинга оценивали учеников Новой украинской школы, обучавшихся в условиях пандемии COVID-19 и полномасштабной войны, что усложняет прямое сравнение с предыдущими годами.
Мониторинг выявил различные динамики формирования ключевых компетентностей:
- Математическая компетентность: 85,4% учеников преодолели базовый порог (по сравнению с 83,9% в 2021 году), средний балл — 201,8 (рост с 199,9 в 2021 году). Мальчики показали лучшие результаты (204,3 против 199,7 у девочек). Наилучшие результаты ученики показали по заданиям на знание (74%), хуже — на применение (59%) и рассуждение (43%).
- Читательская компетентность: 82,3% учеников преодолели базовый порог (почти как в 2021 году — 82,5%), но ниже, чем в 2018 году (86,4%). Средний балл — 200,3 (снижение с 201,6 в 2021 году). Девочки традиционно преобладают в чтении.
- Природоведческая компетентность: оценивалась впервые, базовый порог преодолели 83,9% учеников, что является обнадеживающим началом.
Результаты также показали разрыв между городскими (средний балл по математике — 203,7) и сельскими школами (193,4), с наивысшими показателями в крупных городах (215,6).
"В целом результаты мониторинга свидетельствуют о стабилизации качества начального образования после периода пандемии, несмотря на продолжающиеся сложные условия", — сообщили в Украинском центре оценки качества образования.
Однако для улучшения начального образования, по словам специалистов, необходимы:
- Усиление читательской грамотности.
- Снижение разрыва между городскими и сельскими учениками, а также между мальчиками и девочками.
- Поддержка учеников с трудностями.
- Развитие критического мышления и навыков рассуждения.