Как появились "ворота города" в Каменском
Привокзальная площадь на открытке 1969 года
До шестидесятых годов на месте будущей площади Освободителей был большой пустырь. Части проспекта, ведущей к железнодорожному вокзалу, еще не существовало, как и самого вокзала. Вверх поднималась только мощенная диким камнем дорога, проходившая два железнодорожных переезда – через Каменскую ветку и магистральную линию, – а между этими переездами шедшая сквозь довоенную еще застройку Нового поселка, среди ее одноэтажных домиков с садами и огородами.
Но буквально за несколько последующих лет здесь произошли огромные изменения, до неузнаваемости преобразившие тогдашнюю городскую окраину. Колоссальным объемом земельных работ была спланирована новая площадь и сделана выемка, над которой по мосту прошла Каменская железнодорожная ветка. (Вероятно, на период этого строительства рядом действовал временный обход колеи, как это будет немного позже во время постройки моста над улицей Сыровца). По этой ложбине протянулся участок проспекта, завершившийся привокзальной площадью и вокзалом. Так реализовывались масштабные планы по развитию города.
"На півдні проспект імені Леніна завершиться новою, п’ятикутною площею. З неї розійдуться п’ять магістральних вулиць, які з’єднають площу з усіма районами міста. Ця площа увінчається пам’ятником Ф. Е. Дзержинському, чиє ім’я носить місто. Одна з магістралей від п’ятикутної площі проляже на південний захід, через Нове селище, на привокзальну площу, де буде збудовано пасажирський вокзал станції Дніпродзержинськ. Ця магістраль пройде тонелем під залізницею, що йде від станції Баглій до станції Тритузна.
Забудова проспекту імені Леніна і повний благоустрій його докорінно змінять вигляд Дніпродзержинська. Він стане в ряд найкращих міст України. З гори, з нової, п’ятикутної площі відкриється широка панорама міста з крупними заводами, з кварталами нових будинків, з дніпровськими далями", – рассказывал главный архитектор города Петр Феликсович Букловский в основательной статье "Таким буде Дніпродзержинськ. Перспективи розвитку нашого міста" в газете "Дзержинець" от 6 августа 1958 года.
В течение шестидесятых годов большинство этих начинаний воплотились в жизнь – в существенно измененном, но не менее впечатляющем виде. Ключевую роль здесь сыграло самое влиятельное градообразующее предприятие того времени – Приднепровский химический завод. Именно его дома составили застройку верхней части проспекта и обеих новых площадей, Октябрьской и Привокзальной. А за жилыми домами слева и справа проспекта выросли два однотипных детсада.
"Широким фронтом йде будівництво жител у нашому місті. Там, де колись стояли халупки, височать багатоповерхові будинки з усіма вигодами, – извещал "Дзержинець" 20 мая 1965 года. – На знімку: нові будинки, споруджені в районі залізничної станції Дніпродзержинськ. Цих двох хаток, які видно зліва на знімку, вже немає. Вони звільнили місце під нові споруди".
В 1965 году открылся железнодорожный вокзал, построенный по индивидуальному проекту Днепрогипротранса архитектора Бакулина. Украшением здания стали керамические мозаики "Мир", "Праця", "Свобода", "Рівність", "Братерство", "Щастя": из обычной белой, желтой и коричневой плитки, которая часто шла на полы санузлов, неизвестные нам художники смогли создать величественное. Мозаичные панно исчезли в девяностые, а в 2003 году вокзал подвергся реконструкции, вследствие которой приобрел свой нынешний вид.
Фото из альбома "Днепродзержинск" 1975 года
В новых домах по обе стороны проспекта разместились многочисленные магазины и объекты соцкультбыта. Помнится, что в восьмидесятых и начале девяностых здесь по четной стороне находились: в доме № 76 – ювелирная мастерская; № 78 – магазин "Оптика" медико-санитарной части ПХЗ; № 80 – магазин "Книги", который затем, в конце своего существования, занимал лишь узкий ломтик помещения, шириною в собственную дверь, и перед окончательным закрытием продавал свои же люстры по 5 гривен; № 82 – кондитерский магазин (а возможно, это было уже позже).
Далее, в доме № 84, выходящем на площадь, располагались магазин промтоваров, почтовое отделение, бюро путешествий и экскурсий, а также агентство Аэрофлота с рекламой в виде самолета над крышей дома со стороны Привокзальной площади.
Вид проспекта (вдалеке – трубы и дымы тогдашнего мартеновского цеха Днепровского металлургического завода)
По нечетной стороне размещались: в доме № 95 – фотоателье; № 97 – музыкально-хоровая студия; № 99 – парикмахерская; № 101 – шахматный клуб. На площади в доме № 103 был гастроном с символическим названием "Приднепровский", ставший во время своего открытия в 1969 году одним из крупнейших в городе продовольственных магазинов (витрины его в девяностые годы были оформлены забавными росписями на фольклорные темы).
В 1973 году комплекс Привокзальной площади завершили две девятиэтажки: с одной стороны – дом № 105 с просторным кафе "Встреча", а с другой – № 86, где находился выставочный зал местного Союза художников. Где-то в это же время над каштановыми аллеями проспекта поднялись стильные дугообразные фонари.
Фото из альбома "Днепродзержинск" 1975 года