Обречены голодом…: в архивном управлении открылась выставка ко Дню памяти жертв голодоморов
Второй год мы будем увековечивать жертв сталинского геноцида в условиях полномасштабной войны, которая сопровождается геноцидными практиками против украинцев. Трагические события и преступления, разворачивающиеся на наших глазах, со всей наглядностью демонстрируют: живая память очень важна. Те, кто совершает преступления против человечества, должны быть осуждены мировым сообществом, а жертвы – увековечены.
В ХХ веке украинцы пережили три голодомора: 1921-1923, 1932-1933 и голод 1946-1947 годов. Впрочем, среди самых трагических страниц истории украинского народа особенно печальное место занимает Голодомор 1932-1933 годов. По разным данным, тогда от голода погибли от 4,5 до 10 миллионов человек.
Голодомору предшествовала насильственная коллективизация сельских хозяйств, раскулачивание крестьян, хлебозаготовительная кампания, массовый террор на селе. Украинские крестьяне стали следующими жертвами сталинского режима после тотальных репрессий относительно украинской интеллигенции и духовенства.
Советские власти сделали все возможное, чтобы скрыть последствия своего преступления. На местах было запрещено фиксировать реальное количество смертей. Сегодня обнаружены тайные списки некоторых сельсоветов со списком умерших в 1932–1933 годах. Эти списки вдвое превышают официальные данные. Совершенно ясно, что такие случаи были не единичными. Существовал запрет записывать причину смерти как "голод", поэтому в актах о смерти указывали "от тифа", "истощение", "от старости".
В 1934 году все книги ЗАГСов о регистрации смертей были переданы в специальный отдел ГПУ. Украинцы вымирали семьями, деревнями, и не всегда умерших учитывали. Уровень незарегистрированной смертности неизвестен, но очевидно, что умерли миллионы.
Советский Союз убедил международную общественность "не увидеть" массовое убийство украинцев посредством пропаганды и подкупов отдельных журналистов. Однако были публицисты, писавшие правду. Сохранились отчеты послов, дипломатов. Режим принял меры, чтобы стереть память об убийстве более 7 миллионов украинцев, но память народа неистребима, и со становлением независимости Украины запрет говорить о Голодоморе был сорван.
28 ноября 2006 года законом Украины Голодомор 1932-1933 годов признан геноцидом украинского народа.
В 2008 году, к 75-й годовщине Голодомора, под руководством Украинского института национальной памяти создали Национальную книгу памяти жертв Голодомора 1932-1933 гг., состоящую из региональных томов и одного сводного. Этот перечень не исчерпывающий, работа по установлению масштабов Голодомора все еще продолжается.
Днепропетровская область – одна из самых пострадавших областей в Украине от Голодомора. В государственном архиве области обнаружено достаточно много документов за период 1932-1933 годов, а в государственный реестр только по нашей области введено почти 79 тысяч документов, учитывая записи актов гражданского состояния, 6,5 тысяч воспоминаний людей, переживших Голодомор.
Многие десятилетия информация о трагедии умалчивалась. Архивные документы были частично уничтожены или засекречены. Однако в семьях из поколения в поколение передавались устные свидетельства тех трагических времен.
Уровень смертности, по данным облздравотдела, в 1932-33 годах превышал средний по области в 5 раз!
Следует упомянуть, что первые шаги коллективизации сопровождались сопротивлением, оказываемым единоличными хозяевами, защищая собственное имущество, скот, дома.
В середине 1932 г. уровень обобществленных хозяйств по области составлял 85%, а после Голодомора сопротивление крестьян практически прекратилось. Но самое страшное – исчез земледелец-хозяйственник, вместо него государство получило покорного, но безразличного ко всему раба. Голодомор имел не только демографические и экономические, но и психологические и духовные последствия. Были разрушены вековые народные традиции, исчезли обычаи предков, угас сам дух свободного украинства, носителем которого издавна был крестьянин.
Многие родители, пытаясь спасти от голодной смерти своих детей, оставляли их возле милиции, детских дошкольных учреждений, приютов и больниц.
Ни уголовная ответственность, ни угроза физического уничтожения не решали проблемы выполнения плана, потому что у села уже нечего было взять. Так что остальные люди должны были медленно умирать…
Воспоминания Пивнева Василия Алексеевича (год рождения не указано), жителя г.Днепропетровска, о событиях голодомора в с.Романково Каменского района (записаны ученицей 11 кл. гимназии г.Днепропетровска Влошко Е.).
"Помню, что был голодомор в 1932-1933 годах. Причиной голода неурожай, засуха, а все, что осталось у людей, забирала власть. Налоги – это если у кого была корова, то должны были сдавать молоко властям. Людей, отбиравших выращенный в поле или на огороде урожай, называли – "расправа". Вознаграждение от власти за донесение на соседа о сокрытии зерна – давали жалкую одежду. Те, кто отбирал у людей продукты, не имели никаких документов на сбор продуктов. К тем людям, которые сопротивлялись, применялись наказания, избиения, аресты, высылки. Оружия у тех, кто отбирал хлеб у людей, не было, были палки. Нельзя было скрывать какую-нибудь часть зерна, продуктов, овощей. Собирали на повозки и увозили власти. Приходило их в дом двое-трое. Хоронили продукты питания на чердаке, в сарае, но находили и забирали. Давали тем, кто пошел в колхоз: варили затирку. Забирали одежду, скот – волы, кони. Закон о "Пяти колосьях"? Идешь в поля, стоят вышки, с которых охраняют поля, как вырвешь колосок – сажали в тюрьму. Не разрешали собирать колосья в поле, остатки овощей. Были люди, которые добровольно шли в колхоз, но большинство людей заставляли идти в колхоз. Скот люди не скрывали, стоял в сарае. Днем приходили собирали зерно, продукты. Приходили в дом один раз. Все забирали и больше не приходили. Люди начали умирать от голода. Малых сирот называли старцами, они ходили с сумкой за плечами. Сумели выжить те люди, у которых была корова. Люди не помогали друг другу при выживании от голода и не делились продуктами, наоборот, забирали друг у друга зерно, продукты. Ночью ездили лошадкой в поле, собирали мерзлый картофель, свеклу, варили и ели. Варили щавель, затем лепили оладьи и пекли на плите. От родственников помощи не было. В каждой семье было по 7 человек и больше. В ступе толкли и пекли оладьи. Употребляли в пищу воробьев, грачей, сусликов, перепелок. Можно было купить в городе или выменять. Меняли одежду на продукты. Случаев людоедства в нашей деревне не было. Хоронили мертвых на огородах, в оврагах. Повозом собирали мертвых и хоронили в общую яму на кладбище. Тем, кто занимался погребением умерших, не платили. На сегодняшний день неизвестны места захороненных людей, умерших от голода. Если они где-то и есть, то заросли кустарниками. Вспоминают и поминают умерших от голода в церкви и во времена советской власти и сейчас".
К сожалению, официальные документы и в целом по области и по Каменскому району не передают масштабы трагедии. Голод в украинской деревне замалчивался правительством. Сведения о массовом голоде скрывались даже внутри страны. Достаточно прочесть бодрую фразу по радиопрограмме Каменского городского совета с приглашением на торжественный пленум, посвященный 15-й годовщине Красной Армии: "…Подготовка к юбилею РККА должна пройти под лозунгом реализации решений последних пленумов ЦК ВКП(б) и ЦК В отношении осуществления задач 1933 г., наилучшей организации работы в сельском хозяйстве, успешной подготовки к 4 большевистскому севу. Разверните боевую организаторскую работу по скорейшему выполнению задач сбора и засыпания семенных фондов…". Кстати, в наиболее пострадавших районах военные строго следили за тем, чтобы крестьяне не покидали свои деревни.
Именно по указанным причинам существует небольшое количество официальных документов – акты и свидетельства смерти. Другие документы – анонимные письма граждан, воспоминания очевидцев, фотографии воспроизводят реальную картину голода.
Жителям Каменского было значительно легче, потому что в городах функционировала карточная система поставок в магазинах – по месту жительства или работы.
Так, в розничную торговую сеть Каменского на 1933 год входили:
- 1 универмаг,
- 61 магазин,
- 107 палаток и лотков,
- работало 3 рынка.
Рабочие питались в заводских столовых и на фабрике-кухне, где врачи проводили с ними санитарно-просветительскую работу. Кроме того, семьи рабочих выращивали овощи (в городе в 1933 году было занято под огородами 30,8% земли от общегородской площади).
Признание государствами мира Голодомора 1932-1933 годов актом геноцида украинского народа является мощным вкладом в дело консолидации международных усилий, направленных на осуждение террора, тоталитарных режимов, тирании и преступлений тоталитаризма, а также отстаивание общих цивилизационных ценностей демократии, основополагающих прав и свобод человека.
Подготовлен архивным управлением Каменского городского совета по архивным документам государственного архива Днепропетровской области.