Порядок вручения повесток: быть или не быть электронным повесткам
Сегодня, 4 марта, Секретариат планирует составить сравнительную таблицу законопроектов.
По оптимистическому сценарию Комиссия может завершить работу над проектом изменений до 10-15 марта. По пессимистическому сценарию у комитета будет время до 20 марта, чтобы рассмотреть поправки, обобщить выводы комитета, проголосовать за них и направить законопроект в ВР на повторное второе чтение.
Какими будут способы вручения повестки
Ключевой момент касается электронного кабинета призывника и возможности оповещения в электронном формате о необходимости явиться в ТЦК и СП. Это фактически альтернатива электронным повесткам – мы от этого тоже отказались, оно не нашло поддержки в комитете. Мы оставили возможность регистрации в электронном кабинете как право, а не как обязанность. И также оставили возможность, прежде всего лицам, проживающим за пределами Украины, воспользоваться электронным кабинетом для дистанционного обновления данных без въезда на территорию Украины, поскольку потом возникнет проблема с возможностью их выезда. А это может идти и о студентах, которые учатся за границей, о тех мужчинах, которые еще до войны переехали жить за границу.
Еще один важный блок – полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в мобилизационных мероприятиях. Здесь мы все пришли к согласию, что необходимо уточнить полномочия соответствующих субъектов, потому что на сегодняшний день ТЦК и СП фактически остались один на один с необходимостью осуществлять все мобилизационные мероприятия. В то время как в действующих законах предусмотрено, что целый ряд субъектов принимает участие в обеспечении мобилизации. Но они, учитывая разные причины и нечеткость законодательных норм, этого не делали или избегали.
Все остальные способы остаются теми же. В бумажном виде, вручение под видеофиксацию или другими путями при условии фиксации, что человек его получил.
Что будет с отсрочкой для аспирантов
Это вторая из тех норм законопроекта, по которой поступило больше поправок. На первом месте – нормы об отсрочке для лиц, ухаживающих за людьми с инвалидностью. И ко мне, и моим коллегам поступали многочисленные обращения по этому вопросу. Безусловно, не может быть разделения на граждан, обучающихся в аспирантуре за средства физических лиц, и обучающихся в аспирантуре за средства государственного бюджета. Это неконституционно, оно нарушает принцип равенства. Поэтому мы убрали это разделение – все аспиранты будут иметь право на отсрочку независимо от формы обучения.
А дальше Министерство образования будет разрабатывать механизмы, в том числе путем введения соответствующих экзаменов, чтобы лица, не имеющие реального намерения приобретать научную степень, заниматься наукой и не имеющие соответствующих знаний, не злоупотребляли этим правом при поступлении в аспирантуру. Причем независимо – на средства физических лиц или на средства государственного бюджета.
Что будет с демобилизацией
Этот вопрос мы оставили для рассмотрения в режиме закрытого заседания комитета, потому что его нужно будет рассматривать с участием представителей сектора безопасности и обороны. Концептуально есть согласие, что необходимо определить четкие сроки службы и возможность демобилизации. Есть консенсус, что это возможно после 36 месяцев. А конкретные сроки, детали и механизм мы еще будем обсуждать – это касается участия в боевых действиях, выполнения боевых распоряжений или обязанностей по несению военной службы в тылу и т.д. 36 месяцев – это тот ориентир, к которому мы сейчас склоняемся консенсусно.
Введение базовой военной подготовки
Это сохраняется однозначно, поскольку срочная военная служба будет отменена. Есть много составляющих этой базовой военной подготовки. Во-первых, ее можно будет пройти в вузах. Если человек учится в ВУЗе, то он в течение 4-5 лет обучение сможет самостоятельно выбрать, когда пройти эту базовую военную подготовку. Она продлится в течение пяти месяцев в мирное время и в течение трех месяцев в военное время.
Также было согласовано, что все государственные служащие, все работники органов полиции, прокуроры, возможно, даже и судьи, должны пройти базовую военную подготовку. То есть мы идем к тому, что все население при наличии такого соседа как Россия должно быть готово к защите Родины.
Для тех граждан, которые не учатся в высших учебных заведениях или не получают последовательное образование – для них будет базовая военная служба, которая также продлится такой же срок. Военная кафедра будет засчитываться в базовую военную подготовку.
Концептуально было принято, что граждане 18-25 лет обязаны будут либо пройти базовую военную службу, либо базовую военную подготовку. Если они не прошли – то по достижении 25 лет они могут быть призваны на учебное военное собрание и получить статус военнообязанного.
Ранее мы писали : Заблокируют ли средства на счетах ухилянцев: решение комитета по вопросам нацбезопасности