19 мая издание The Economist опубликовало статью на тему мирового массового голода, спровоцированного войной России с Украиной. В статье говорится о возможных последствиях полномасштабного вторжения РФ в виде мирового продовольственного кризиса.
“Глобальная продовольственная система уже ослаблена COVID-19, климатическими изменениями и энергетическим шоком. Украинский экспорт зерновых и масличных культур в основном остановился, а российский – под угрозой. Вместе две страны поставляют 12% продаваемых калорий. Цены на пшеницу, выросшие на 53% с начала года, в мае подскочили еще на 6%”
В статье приведена статистика экспорта зерновых культур воюющих государств, которые ныне под угрозой. Её авторы критикуют Путина за то, что своими действиями он может разрушить жизнь даже тех людей, которые находятся в тысяче километров от боевых действий. "Нехватки продовольствия не являются неизбежным результатом войны, поэтому Путин не должен использовать еду как оружие", – говорится в статье.
“Россия и Украина поставляют 28% мировой пшеницы, 29% ячменя, 15% кукурузы и 75% подсолнечного масла. Обе страны вносят около половины зерновых, импортированных Ливаном и Тунисом; для Ливии и Египта эта цифра составляет две трети. Украинский экспорт пищевых продуктов обеспечивает калории, чтобы прокормить 400 миллионов человек. Война прерывает эти поставки, потому что Украина заминировала свои воды, чтобы сдержать нападение, а Россия блокирует Одесский порт.”
На грани голода
По словам генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, глобальный дефицит продовольствия может продлиться годами. Количество людей, которые не могут быть уверены в том, что им хватит денег на приобретение основных продуктов питания уже поднялось с 440 000 000 до 1 600 000 000 человек. Сейчас почти 250 000 000 человек находятся на грани голода.
"Если, по всей вероятности, война затянется, а поставки из России и Украины будут ограничены, ещё сотни миллионов людей могут впасть в пучину бедности. Политические беспорядки распространятся, дети будут малорослыми, а люди будут голодать", – генсек ООН.
Ещё до вторжения Всемирная продовольственная программа предупреждала, что 2022 год будет ужасным. Китай, крупнейший поставщик пшеницы, заявил, что из-за дождей в прошлом году урожай пшеницы может стать худшим за всю историю. Климатические проблемы наблюдаются по всему миру, это также очень негативно отразится на урожае.
Кризис грозит усилиться. Украина уже отгрузила значительную часть урожая до войны, прошлым летом. России всё ещё удаётся продавать своё зерно, вопреки дополнительным издержкам и рискам. Несмотря на то, что украинские поля, не пострадавшие от боевых действий, полны кукурузы и ячменя, фермерам негде хранить свой следующий урожай, который должен начаться в конце июня, поэтому он может просто сгнить. Им не хватает топлива и работников, чтобы посадить следующий. В России может не хватать определённых запасов семян и пестицидов, которые она обычно закупает у ЕС.
Из-за того, что цены нестабильны, фермеры из других стран могут не восполнить дефицит. А из-за роста цен на удобрения, топливо и энергоносители, их прибыль может даже сократиться.
Кто виновен?
Масла в огонь подливают ещё и лидеры стран, ограничивающие экспорт пищевых продуктов. С начала войны такие ограничения ввели 23 страны, суммарно покрывавшие 10% мировой продовольственной продукции. Если торговля прекратится совсем, голода не избежать.
Пока Запад осуждает Путина за его вторжение, Россия осуждает Запад за санкции. Оба очерченных фактора только усугубляют сбои в поставках продовольствия. Если это не изменится, многие будут голодать, некоторые просто умрут. Чтобы предотвратить это, The Economist призывает государства действовать сообща и держать рынки открытыми. Следует последовать примеру Индонезии, которая на этой неделе отменила временное ограничение на экспорт. Индонезия производит 60% мирового пальмового масла. Из-за закрытия портов, даже если Европа поможет Украине отправлять зерно по железной дороге и автотранспорту в порты Румынии или Балтии, это всего лишь 20% урожая.
В завершении лучшим вариантом развития событий авторы статьи назвали прорыв Черноморской блокады. Ведь 25 000 000 тонн кукурузы и пшеницы находится в ловушке на оккупированных территориях. Это количество эквивалентно годовому потреблению наименее развитых экономик мира. Чтобы предотвратить голод, Россия должна разрешить украинское судоходство, а Украина в свою очередь разминировать подход к Одессе.
Это будет непросто. Россия старается задушить экономику Украины и пытаясь спровоцировать локальный голод, только приближает глобальный. Украина не собирается разминировать море по очевидным причинам агрессии РФ. Убедить страны в состоянии войны поступиться ради общего блага будет задачей для тех стран, которые уже пережили войну. Конвоям может понадобиться вооруженное сопровождение, одобренное широкой коалицией. Кормить мир – это дело каждого.