Проект "Неопалимые": как украинцы приходят в себя после ожогов в результате войны
Как украинцы восстанавливаются после полученной травмы
"Надо увидеть мир их глазами", – рассказывает главный врач и руководитель научно-исследовательского направления программы Александр Туркевич о коммуникации с пациентами. К нему и другим специалистам проекта приходят люди с разными состояниями и запросами, однако все получают одинаковый подход к реабилитации. Каждый человек имеет право на достоверную информацию. Однако врач решает, в каких пределах ею делиться — иногда из-за разного психоэмоционального состояния ему не стоит объяснять всю сложность ситуации. Главное — быть честным и не давать иллюзорных надежд, всегда надеяться на худшее, а не на лучшее, говорит Александр Туркевич. Тогда пациенты видят хороший результат и совсем иначе оценивают собственную ситуацию — в конце концов они и получают аргументированную надежду. Процедуры в рамках программы иногда продолжаются по 10-15 минут, однако до этого врач говорит с людьми пол часа или час. Людей нужно услышать. Надо понять, чего они хотят", – делится врач.
Еще один блок программы – восстановление людей после травмы, полученной в плену. Это сложные случаи, совсем тесновато связанные с психологическим состоянием человека.
"Одному из пациентов, Сергею, россияне вырезали свастику. И наша задача – максимально стереть этот след. Но это не стирает тот факт, что он был в плену", – говорит Максим Туркевич. Это достаточно комплексная история работы с якобы физической травмой, которая действительно очень серьезна именно психологически.
Мы собрали несколько историй людей, попавших к Неопалимым из-за страшной войны, которую начала Россия об украинцах.
Юрий Мысак из Винницы
Попытайтесь представить полную дисфункцию рук: они полностью покрыты рубцами. Эти рубцы сковывают вас на каждом шагу, и не важно будь то процесс переодевания или банальное держание ложки в руках. Представили? А Юрию из Винницы и представлять не нужно.
Юрий Мысак получил 65% ожогов тела 14 июля 2022 года, в тот самый ужасный день ракетных обстрелов центра Винницы. Ожоги впоследствии превратились в рубцы, а потому наибольшее утешение и помощь неопалимого героя в будничных заботах – его жена.
День ранения мужчина помнит хорошо. В тот очередной рабочий день он занимался любимым делом, а когда началась тревога – направился к укрытию. Вспоминает, как заскочил к товарищу в машину поздороваться, но прилет застал их быстрее, чем они ожидали. Еще в один момент вы сидите в машине, вдруг в другой момент оказываетесь на асфальте вблизи того же автомобиля.
Юрию помогли дойти до ближайшей больницы, где врачи с удивлением спрашивали, как он вообще дошел до них. Многочисленные ожоги, серьезная контузия и разбитая голова не помешали, когда мозгом руководил шок. Позже мужчину временно отправили в областную больницу имени Пирогова, затем на несколько дней во Львов, а затем и в соседнюю Польшу на полтора месяца. Однако по возвращении домой началось настоящее чувство ада. Рубцы начали нарастать, и это было настолько больно, по возможности попытаться вообразить. Луна это чувство не давало покоя мужчине.
Случайно Юрий наткнулся на сообщение от проекта Неопалимые в Фейсбуке. Прочитал, что проект помогает как военным, так и гражданским, жизнь которых была искалечена в ходе российско-украинской войны. Поэтому он заполнил анкету и сейчас уже проходит лечение, которое окончится еще не скоро. Называет его подготовкой к социуму, ведь сейчас, как он признается, он – это человек 50 на 50. "Жена меня как ключиком заводит – надевает, обувает, помогает со всем остальным. Если бы моя кожа не была склонна к рубцеванию, я бы давно был здоров". В настоящее время воспаление все еще есть в рубцах, поэтому лечить их лазером пока еще запрещено. А значит, единственно возможная помощь сейчас – это инъекции и реабилитация.
Наталья Юхманова из Мариуполя
24 февраля вся Украина очнулась, но первым начал принимать удары в спину Мариуполь, где и находилась Наталья с семьей – мужем и двумя детьми. В первый же день они собрали тревожные чемоданы и пытались переждать взрывы в коридоре, ведь укрытий в их районе не было. Реальность была достаточно раздвоенной. С одной стороны, нужно было чаще прятать детей от взрывов, а с другой – закрывать месячные отчеты. Наталья напоминает, что еще 28 февраля она работала на работе под звуки недалеких взрывов.
Тогда же в их районе стало критически небезопасно. Нужно было действовать на опережение, поэтому вернувшись с работы, Наталья вместе с семьей взяла собранные с 24 февраля чемоданы и все вместе направились в городское общежитие в центре города.
15 марта около 16:30 Наталья оставила детей в подвале и с помощью родных выносила вещи с 5-го этажа общежития, где находился кабинет ее матери. Вынести их было необходимо, ведь следующий день должен стать позывно-переломным днем эвакуации, поэтому пришлось быстро выносить вещи между прилетами. Однако, когда они только прошли второй этаж, здание со всеми его посетителями ощутило на себе силу вражеского взрыва.
В сентябре Наталию Юхманову направили к Туркевичу Александру Юрьевичу, CSO проекта Неопалимые. Проект помогает военным и гражданским в лечении ожогов и рубцов, полученных в ходе русско-украинской войны. Тело Натальи было иссечено многочисленными обломками, лечение продолжается до сих пор, и это далеко не конец. Основная цель этого процесса – вернуть Наталью к привычной жизни, когда она наконец-то сможет любоваться собой в зеркале. Реабилитации, лазерные шлифовки кожи, восстановление внешнего вида – основной пласт сегодняшней работы. Но она полностью достойна человеческого будущего.
Артем Мельник из Киева
Мы обязательно знаем, какой вред несут воздушные цели северо-восточного соседа, особенно когда они затрагивают жизнь таких же, как и мы, людей. Большинство украинцев хорошо помнит попадание "Кинжала" в ТРЦ "Ретровиль" в Киеве. Но знаем ли мы истории людей, ставших очевидцами мартовского ужаса?
Одним из них является Артем Мельник , 29-летний житель столицы, пострадавший от российской агрессии 20 марта 2022 года вблизи торгово-развлекательного центра "Ретровиль". С началом полномасштабного вторжения парень вступил в добровольческий батальон, хоть и признается, что к 24 февраля войну в XXI веке он и представить не мог. Тем не менее, когда все началось, он подписал контракт и приступил к тренировкам в Киеве. Первоначально он и другие добровольцы выполняли задания по патрулированию улиц. Время от времени они ездили по жилым комплексам Киева для проверки зданий и зачистки их от диверсионно-разведывательных групп, сообщения о которых постоянно поступали в них.
20 марта одна из их задач пришлась на территорию ТРЦ "Ретровиль". Артем, выполняя боевое задание, находился в автомобиле, когда ракета типа "Кинжал" попала в 200-250 метрах от мужчины.
Мужчина получил многочисленные ожоги ІІІ-ІV степени 30-35% кожи, а именно лица и рук, которые в момент удара находились на руле. Кроме того, Артема был поражен током, не обошлось без переломов. Когда его доставили в больницу, он не до конца сознавал, что произошло.
Сейчас Артем проходит лечение с проектом "Неопалимые" от Украинского Волонтерского Центра. Проект функционирует благодаря вкладам доноров как из Украины, так и из-за границы, и помогает лечить ожоги и рубцы пострадавшим от российской агрессии людям. Артем Мельник был первым, кто присоединился к этому проекту и что интересно – совершенно случайно. В процессе его собрания в оздоровительный санаторий его девушка опубликовала сообщение со сбором на его реабилитацию.
Присоединяйтесь, читайте и смотрите новости