Умер Степан Хмара: что известно об украинском диссиденте
Родители Степана были верующими: папа пел в церковном хоре, а мама, хотя и не имела школьного образования, могла наизусть цитировать Священное Писание и даже дискутировать со священниками. По словам Хмары, у них был "очень амбициозный род": дед Степана во время правления Австро-Венгрии был сельским войтом и построил церковь.
"Родители дали мне хорошую генетику и воспитали обостренное ощущение справедливости", — говорит Степан Хмара. Многие подобные картины с детства выработали во мне вечный иммунитет против наших врагов. С советским режимом и московитами не могло быть у меня никакого общего языка”, – категорически заявлял Степан Хмара.
В 1940-м, когда мальчику было три года, у них дома часто прятались партизаны. Тогда в их деревне стоял залог войск НКВД. Степан Илькович в ужасе вспоминал те времена: как прямо перед школьными окнами советские солдаты до смерти забили кирпичом отца его одноклассницы и двух партизан, которых обнаружили в их доме.
Во время Голодомора 1946—1947 годов семья Хмар активно помогала бежавшим от войны и коллективизации переселенцам.
Степан Хмара с детства мечтал стать историком или юристом, чтобы отстаивать права украинского народа. Это был его главный мотив хорошо учиться – по собственному желанию и по принуждению родителей.
Однако поступить в вуз удалось не сразу. После этого Хмара четыре года работал водителем в Радехове Львовской и Казахстане. Попробовав второй раз, уже беспрепятственно поступил во Львовский медицинский институт. В студенческие годы Степан Хмара много усилий прилагал, чтобы найти запрещенную литературу для самиздата. Это, по его словам, было рискованно: многие издания уничтожила война, а остальные люди боялись раскрывать из-за угрозы доносов.
Во время учебы во Львове парень часто ходил прогуляться по Лычаковскому кладбищу, где случайно знакомился с представителями тогдашней галицкой интеллигенции. Они приглашали Степана в гости и время от времени давали ему литературу. Кроме того, как студент имел доступ к закрытым фондам, смог ознакомиться с такими работами как тексты Михаила Грушевского.
В институте Степан встретил свою первую жену – Галину.
"Мы стоим с товарищем по комнате в очереди и перемываем косточки девушкам. И тут пробежало такое симпатичное и кругленькое. Как-то так бросилось в глаза, и захотелось познакомиться. Начал собирать информацию – в какой комнате живет, на каком курсе учится. Давал знакомым девушкам задачу: узнай, когда ее можно пригласить в кино. Такая "агентура" у меня была. Отношения всегда начинались с кино", — вспоминал Степан Хмара в интервью.
Парень сразу признался Галине: он националист и ненавидит советскую систему, поэтому с ним "будет тяжело". Она ответила, что не боится трудностей. Их первенец родился еще когда Галина была студенткой. Степану тогда было 28 лет. Еще через четыре года у общественного деятеля родилась дочь Соломия. Облако вспоминало, что тогда они с маленьким сыном Романом стояли под родильным окном, над которым внезапно пролетел аист. Степан сказал малышу, что эта птица "принесла им сестричку".
В 1960–1970-х Степан Хмара уже активно распространял литературу самиздату. Тогда он перевел на украинский язык труд советского правозащитника Андрея Сахарова "Размышления о мире, интеллектуальной свободе и прогрессе".
В 1972-1973 годах советские власти массово арестовывали оппозиционную украинскую интеллигенцию. Тогда, по воспоминаниям Облака, в обществе царили "страх и запуганность". За решетку попал и Вячеслав Чорновил, который в то время был редактором журнала "Украинский вестник". Степан Хмара перенял это дело и продолжил подпольно издавать его: "Люди должны были знать кто-либо арестованный, кто осужден".
На страницах журнала появились труды Облака "Этноцид украинцев в СССР" и "Генеральный погром", которые перевели на многие европейские языки. Они отличались "определенно политическим, антиимперским и антикоммунистическим характером".
Доказательства "украинской националистической деятельности" Степана Хмары собрали только в 1980 году. Именно тогда КГБ арестовало его и приговорило к 7 годам заключения в лагерях строгого режима и 5 лет ссылки. К тому времени мужчине было 43 года.
Степан Хмара отбывал наказание в лагерях для политзаключенных №35 и 36 на Урале. Там он пробыл до 1984 года.
Диссидент вспоминал: "В карцере было очень холодно: уснуть в камере можно было только в июле, а в остальное время "ветер за сутки делал круг в 360 градусов" — "сосуды ходуном ходили".
Правозащитник утверждает, что "спокоен за пройденный путь". За себя он не боялся, но волновался за оставшихся на свободе сообщников. Диссидент отмечает, что даже под страшным давлением "никого не сдал".
За семь лет Степан Хмара только раз имел свидание с женой и ни разу не видел своих детей.
"Жена выдержала все жизненные экзамены. Я никогда не скрывал от нее, чем занимаюсь. И это верно. Ибо самое страшное было, когда не все говорили родным, поэтому после арестов многие семьи распались. У нас этой проблемы не было", — рассказал он.
12 февраля 1987 года, в возрасте 50 лет, Степан Хмара вышел на свободу.
Степан Хмара вернулся в Украину и сразу вернулся к политической деятельности. В 1988 году стал одним из руководителей Украинского хельсинкского союза — политической оппозиции коммунистическому режиму. В апреле 1990 г. она превратилась в Республиканскую партию.
В 1990 году Степана Хмару избрали народным депутатом украинского парламента: он попал в Верховную Раду, набрав 63,61 % голосов в Индустриальном избирательном округе № 261 Львовской области.
В октябре 1990 года политик поддержал студенческую революцию на граните. Степан Хмара пришел в лагерь протестующих и тоже выдержал 13-дневную голодовку.
В ноябре 1990-го Степана Хмару снова арестовали. Он просидел в заключении до апреля 1991 года из-за обвинений в нападении на представителя милиции.
В 2004 году Степан Хмара был активным участником Оранжевой революции: поддерживал Виктора Ющенко.
Через год после Революции Достоинства, в октябре 2015 года, Степан Хмара объявил голодовку в поддержку политзаключенных Лукьяновского СИЗО.
"Я голодал в своей жизни десятки раз, в 1991 году – больше месяца, а в Пермских концлагерях советского режима – почти постоянно, все восемь лет. Все эти голодовки не были для меня проблемой, потому что я знал: это чужое государство, и коммунистический бесчеловечный режим заставляет меня идти на эти акции неповиновения, а морально чувствовал себя прекрасно, на высоте. Завтра, 30 октября, я тоже буду голодать вместе с политзаключенными Лукьяновского СИЗО, и это голодание будет, пожалуй, самым тяжелым в моей жизни, трудным морально. Потому что никогда, даже в страшном сне, я не мог себе представить, что в моей Независимой Украине, в XIX веке, будут сотни политзаключенных, патриотов и героев войны!" – заявил он тогда.
Известно, что Степан Илькович резко критиковал всех президентов Украины от Леонида Кравчука до Владимира Зеленского.
В сентябре 2023 года 85-летний Степан Хмара был госпитализирован в венскую клинику из-за неудовлетворительного состояния его здоровья.
Сегодня, 21 февраля, Степан Хмара скончался на 86-м году жизни. Вечная память.