Как будет работать новая система МСЭК
С 1 января 2025 г. на смену устаревшей медико-социальной экспертизе придет оцифрованная система оценки повседневного функционирования человека на базе многопрофильных больниц, приближенных к месту жительства человека. Как первый шаг это упростит взаимодействие с пациентом, внедрит электронные системы для замены бумажных документов и принятия решений, опубликует аналитические данные о деятельности команд специалистов, а также установит более четкие и объективные критерии для направлений и принятия решений командой специалистов. Диджитализация будет играть ключевую роль в успехе этой реформы и минимизации рисков коррупции.
Заведения здравоохранения получат доступ к отдельной электронной системе на безвозмездной основе. Для входа и использования этой электронной системы потребуется электронная подпись юридического лица. Преимущество для медицинских работников состоит в том, что им больше не придется носить стопки бумаг и справок из кабинета в кабинет; до 2025 года эта система будет интегрирована с Электронной системой здравоохранения ( ЕСОЗ ).
Как на 1 января 2025 будут цифровизированы процессы и какие преимущества это предоставит?
Электронная фиксация
Все этапы оценки будут фиксироваться в электронной системе. Система будет записывать все действия пользователей, помогать пользователям подсказками, классификаторами и проверками введенного для качества данных.
Публичные дашборды
Информация о деятельности команд станет прозрачной и будет освещаться на публичных аналитических панелях (дашбордах) онлайн, так что можно будет легко найти справочную информацию о доступных профилях команд в медицинских учреждениях Украины, объективно сравнить работу команд, очереди и решения, выбрать заведение, где бы человек хотел пройти оценку.
"Прозрачное" дело пациента
Электронная система позволит зафиксировать дело пациента и документы для оценки. То есть всегда можно будет увидеть, как менялось дело и каким было на момент оценивания, какие решения принимались какими врачами и кто какие документы добавлял, в частности, для обжалования или проверки обоснованности решений. Это устраняет возможность подделки документов для дела задним числом. На первом этапе дела будут состоять из заполненной формы и отсканированных документов, а в будущем система будет интегрирована с другими реестрами для полноты и простоты использования.
Без напрвлений ЛКК
Лечащий врач любого учреждения (даже без договора с НСЗУ) при наличии оснований сможет самостоятельно направлять лицо на оценивание, создав дело в электронной системе и подписав его электронной подписью для отправки в заведение, где оценивают дело экспертные команды. Получать решение и направление ЛКК больше не нужно.
Потребность в доработке дела или дополнительных обследованиях также будет фиксироваться в системе с указанием четких причин и потребностей. Так что в случае необоснованных обращений по делу это будет легко проверить, а при необходимости легко изменить заведение, в которое направлено дело.
Электронная отчетность
Информация о статусе дела и результатах оценки, в частности принято ли дело, время и дата рассмотрения, выдержка с решением, будет поступать в электронном виде лечащему врачу и пациенту. Врач будет видеть все в электронной системе, пациент будет получать информацию по указанной электронной почте. При отсутствии электронной почты пациент сможет получить информацию у своего врача, при необходимости распечатать информацию или выписку. Также при отсутствии электронного ящика пациенту проинформируют почтовым письмом по адресу, указанному в направлении.
Новые медико-санитарные комиссии
Вместо постоянных составов медико-социальных комиссий для всех дел, как это было раньше, теперь под каждое дело будет случайно выбираться экспертная команда из доступных команд профиля в этом заведении. На каждый профиль команд в заведении будет существовать минимум две команды с разным составом врачей и ротацией. Например, травматологический профиль будут иметь минимум две разные команды. Система будет выбирать команду по соответствию диагноза и профиля, ставить в ближайшее время доступ к любой из профильных команд. В будущем команда будет формироваться каждый раз под случай, учитывая, какие врачи нужны в соответствии с основным и сопутствующим диагнозом; врачи будут выбираться именно тех специальностей, которые необходимы для компетентного оценивания каждого отдельного пациента.
Различные варианты оценки
Оценку можно будет проводить не только очно в заведении, но и при выполнении определенных условий и критериев с выездом домой, дистанционно, средствами телемедицины или заочно на основе документов. Электронная система будет помогать подсказкам относительно условий и критериев. Потребности в выезде или информировании пациентов по почте будут направляться отдельно, в обезличенном виде, чтобы качественно спланировать процесс оценки внутри учреждения.
Отсутствие "связей"
Пациент не будет знать, какие именно врачи и какая именно команда будет проводить оценку его повседневного функционирования, а врачи не будут знать, с каким пациентом и когда будут работать до дня самого оценивания, когда система откроет им график.
Для каждого дела система будет определять председательствующего в этой оценке среди врачей команды, которые по своей специальности могут быть председательствующим в соответствии с профилем команды.
При оценке электронная система позволит записать позицию каждого члена команды по каждому пункту оценки, а также результирующее решение большинства. Поэтому при необходимости можно будет проанализировать, какое обсуждение и какие позиции были у врачей экспертной команды.
Решения экспертных команд после оценки будут подписываться электронной подписью каждого участника с соответствующим комментарием. Решение будет считаться принятым после подписания всеми членами команды. Когда принято решение о статусе инвалидности, продлении нетрудоспособности, назначении вспомогательных средств реабилитации, оно будет передаваться в социальную сферу в Единую информационную систему социальной сферы.