Как начинался Соцгород в Каменском
"Соцгород", то есть социалистический город – так в тридцатые годы называли новые жилые районы со всей необходимой инфраструктурой, строившиеся по детально разработанным планам при крупных промышленных предприятиях. Такие жилмассивы (как мы назвали бы их сегодня) были сооружены во многих городах и в большинстве своем сохранили название "соцгород" и поныне.
Многие из этих районов весьма интересны с архитектурной и градостроительной точки зрения. Не стал исключением и соцгород в Каменском, обязанный своим появлением мощному предприятию химической индустрии – азотно-туковому комбинату.
"Перспектива магістралі Соцмістечка азотнотукового комбінату Кам’янського". Управление проектирования и реконструкции (Днепропетровск), архитекторы В. Ковалевич, М. Шаповалов, 1934 год
Но, конечно, самым первым и массовым жильем новых городов были бараки, которые и в дальнейшем не спешили исчезать из быта. Они главным образом составляли временный поселок завода, хватало их и в новом, уже капитальном Соцгороде.
Старейшей в нынешней застройке Соцгорода является ее восточная часть. Именно здесь в 1935 году появились 14 одноэтажных четырехквартирных домов по обе стороны современной улицы Котляревского и шесть многоквартирных двух-трехэтажных, сформировавших этот квартал с западной стороны.
Четырехквартирные дома в Соцгороде
Первый многоквартирный дом Соцгорода на современной улице Черновола, вид со двора
Застройка первого квартала в Соцгороде
В том же 1935 году Днепропетровским управлением проектирования и реконструкции, архитектурной мастерской №2 во главе с Г. Швецко-Винецким был выполнен проект Соцгорода, согласно которому велась его дальнейшая застройка.
Проект Соцгорода, из журнала "Соціалістичний Київ" № 6 за 1936 год
На просторном участке в центре Соцгорода вырастает школа №20, открытая в 1936 году. Построенная по типовому проекту на 880 учеников (архитектор Э. Коднир), она стала одной из крупнейших в тогдашнем городе. Напротив школы возводится величественное здание заводской гостиницы и общежития, ныне пребывающее в запустении.
Школа №20 в Соцгороде
Кроме гостиницы, в этом квартале строятся семь монументальных трех-четырехэтажных домов, детсад (1938) по типовому проекту на 100 мест архитектора Р. Смоленской и детские ясли, автором которых, очевидно, был кто-то из команды Швецко-Винецкого – возможно, архитектор Я. Делант, разработавший для каменского Соцгорода и вот этот нереализованный проект детсада.
Проект детсада для Соцгорода, из архитектурного сборника Днепропетровщины "Наша работа" 1936 года
Здание детских яслей в Соцгороде
Здание детсада на 100 мест в Соцгороде
"Квартал застроен по периметру трех-четырехэтажными жилыми домами, а в курдонерах размещены дошкольные детские учреждения. Особенностью пространственной организации квартала является то, что угловые части жилых домов повышены до четырех этажей и акцентированы приставными лоджиями в уровне второго и третьего этажей, зрительно посаженными на мощные кронштейны в форме гигантского каблучка. В угловых частях квартала размещены магазины.
Комплекс квартала является интересным примером градостроительного образования, создававшегося в период смены стилистической направленности в архитектуре 30-х гг., когда формы конструктивизма сочетались с формами монументализированной классики",
– отмечал "Перечень архитектурных объектов советского периода, предлагаемых для включения в Свод памятников архитектуры и градостроительства Днепропетровской области", выполненный специалистами Киевского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства в 1989 году.
Напротив детских яслей, у входа в соцгородской парк, в 1940 году строится заводской клуб – культурный центр района. После открытия Дворца "Химик" в 1970 году это устаревшее здание станет ненужным, и через несколько лет оно будет снесено.
Клуб в Соцгороде после реконструкции в 1950-е годы
Кстати, открытый в 1939 году парк культуры и отдыха изначально был заложен как зеленая санитарно-защитная зона, отделявшая Соцгород от железной дороги и предприятия. Создать главный парк предполагалось в другом месте, восточнее жилой застройки, но планы эти так и не нашли своего воплощения.
Продвигалась застройка и в южном направлении. По линии современной Затишной улицы построили три не менее монументальных жилых дома, а также детские ясли (1940) по типовому проекту на 80 мест архитектора Г. Сластионова.
Дом по будущей улице Затишной в 1939 году
Строительство четырехэтажного дома с террасой и колоннадой наверху
Здание детских яслей на 80 мест в Соцгороде
Еще один жилой дом начали возводить в районе нынешнего магазина "Малинка", однако помешала война, а во время нацистской оккупации незавершенное строение было разобрано.
Построили в Соцгороде и крупную городскую больницу №2 с поликлиникой (1939), и сравнительно небольшое, но также интересное здание бани (1940).
2-я городская больница на фото из журнала "Вісник Академії архітектури УРСР" № 4 за 1949 год
Баня в Соцгороде
В довоенном Соцгороде улицы были без названий, а дома имели буквенно-цифровые обозначения: "Т-1", "Т-3" и т. п. Лишь после войны улицы получили имена: Южная (впоследствии – проспект Конституции), Уральская (Щербицкого, Черновола), Зеленая (Беспалова, Затишная), Ладожская (Слайковского, Олеся Гончара), Сталина (Менделеева, Пузырева), Школьный проезд (улица Стовбы).
Западнее жилой застройки азотно-тукового комбината возникает поселок строителей будущего Баглейского коксохимического завода. Непосредственно возле Соцгорода до войны построили крупное общежитие, а рядом с ним – детские ясли по типовому проекту архитектора Т. Волкобой на 60 мест.
Молодежное общежитие Баглейского завода, снимок М. Мельника в фотоочерке "Дніпродзержинськ" 1958 года
Проект яслей на 60 мест, из журнала "Соціалістичний Київ" № 11 за 1936 год
Вот и все капитальные здания Соцгорода (кроме хозяйственных построек и многочисленных несохранившихся бараков), которые успели построить здесь до 1941 года. Остается упомянуть, что в 1940 году харьковский Гипроград разработал проект трамвайной линии от Баглейского моста до Соцгорода азотно-тукового завода – конечной, с разворотным кольцом, должна была быть нынешняя остановка "улица Чорновола" (бывшая "Уральская", "Щербицкого"). Но трамвай придет сюда только в 1950 году, благодаря будущему Приднепровскому химическому заводу, жилая застройка которого продолжит Соцгород далеко на юг.
В публикации использованы фотографии из народного музея "ДнепроАзота"