Как появился киноконцертный зал "Мир" в Каменском
8 мая 1987 года в 9-м микрорайоне левого берега открылся культурно-просветительский центр, построенный трестом "Дзержинскстрой" по заказу управления капитального строительства горисполкома и Днепропетровского управления кинофикации.
Состоял он из кинотеатра на 800 мест и библиотеки на 25 тысяч томов. В историю и современность города этот комплекс вошел как киноконцертный зал "Мир" – основной культурный центр левобережья.
"Днепродзержинцы долго ждали этого события. И вот, наконец, 8 мая, в канун Дня Победы начал свою работу культурно-просветительский комплекс, основной частью которого является кинотеатр "Мир". Почему комплекс? Потому что в него входят кинотеатр, зал для детей и филиал центральной библиотеки имени Т. Г. Шевченко. Зал для малышей – новинка в нашем городе. Работать он будет по такому принципу: родители приходят в кинотеатр, а ребят во время просмотра фильма отводят в детский зал, где им будут показывать мультфильмы. Он даст возможность многим родителям решить проблему: на кого оставит ребенка, чтобы сходить в кино.
Надеемся, что столь долгожданный комплекс оправдает надежды всех жителей города и в первую очередь левобережья", – писала жительница города М. Зайцева в газете "Знамя Дзержинки" 16 мая 1987 года.
Комплекс был спроектирован Киевским зональным научно-исследовательским и проектным институтом экспериментального проектирования, автор индивидуального проекта – заслуженный архитектор Украины Олег Константинович Стукáлов (1940–2021). Строительство длилось с конца семидесятых, так что открытие центра было действительно долгожданным. Напомним, будущий кинотеатр сначала думали назвать "Победа", а на его фасаде предлагали разместить соответствующую монументальную композицию – мозаичное панно или рельеф-мозаику.
Рассчитанный на восприятие со всех сторон, киноконцертный зал вырос на просторной площади между девятым и десятым микрорайонами. Отсюда в направлении набережной была обустроена широкая зеленая зона, перспективу которой замкнул памятник 52-му отдельному танковому полку (танк Т-34), установленный в 1978 году. А на самой площади в комплексе со зданием построили большой гранитный фонтан.
Как и полагалось достойному представителю позднесоветской архитектуры, здание – с эффектным ступенчатым объемом зрительного зала, развитыми массивными входными группами – имело горизонтальный характер композиции. Фасадам придавали выразительность удлиненные по горизонтали двойные порталы, наложенные на остекления с огромными окнами в тонких золотистых рамах из анодированного алюминия.
Все здание было отделано камнем-известняком – серым в облачную погоду и желтым на солнце – придававшим сооружению особую "телесность". Это впечатление усиливали углубленные горизонтальные линии, опоясывающие стены комплекса на разной высоте. Полированными плитами серого гранита был отделан цоколь всей новостройки. Площадка вокруг здания, на которую с разных сторон вели гранитные ступени, была вымощена массивной плиткой в виде трилистников.
Интерьер зрительного зала, рассчитанного на 750 мест, со стенами, полностью облицованными известняком, с эффектными декоративными светильниками и панелями, был выполнен по проекту Василия Ивановича Мирошниченко (1957–2017), заслуженного деятеля искусств Украины, в последние годы своей жизни возглавлявшего Днепропетровскую областную организацию Национального союза художников. Пол в зале сделали паркетным, а потолки в зале и вестибюле – подвесными из плитки акмигран.
Рисунок мраморно-мозаичного пола вестибюля был увязан с общим оформлением помещения, а двойные темные полосы на полу словно перекликались с двойными горизонталями порталов снаружи здания. Мрамором облицевали и колонны в вестибюле.
В шести простенках здесь выполнили росписи (автор – заслуженный художник Украины Александр Андреевич Бородай, 1946–2019), которые, согласно названию учреждения, отражали тему борьбы за мир. В вечернее время стена вестибюля хорошо просматривалась снаружи: таким образом, роспись "работала" и на интерьер, и на экстерьер. С учетом этого был детально разработан проект освещения – с акцентом на этих произведениях монументального искусства. Ныне из росписей уцелели только три, расположенные справа от входа в зрительный зал.
В 2021 году здание претерпело реконструкцию, в результате чего приобрело свой современный вид, ознакомиться с которым волен любой горожанин.