Разъезд Романково в Каменском: история утраченной достопримечательности
В 1884 году вступила в строй железнодорожная магистраль, соединившая угольный Донбасс с железорудным Кривбассом и, среди прочего, давшая жизнь городу Каменскому. Одновременно с железной дорогой была построена и ее Каменская ветвь – от станции Запорожье (затем – Баглей, ныне – Запорожье-Каменское) через разъезд Романково до шпального завода, днепровской пристани и будущего металлургического гиганта, которого тогда еще не было даже в планах.
Разъезд Романково, состоявший из трех путей и семи стрелок, выполнял техническую работу, которая заключалась в обгоне паровозов всех поездов. Словно драгоценная пряжка, он надежно соединял два участка Каменской ветви: вверх на юго-восток до станции Запорожье и вниз на северо-восток до станции Тритузной. Кроме огромного грузооборота, действовало на разъезде и небольшое пассажирское движение: известно, что в 1913 году здесь было продано 1602 пассажирских билета, а в 1914 году – 1224.
Пассажирское здание разъезда Романково, фото 2016 года
Крепкими и красивыми были станционные постройки. Главное пассажирское здание – каменное с прокладными рядами из кирпича, жилые дома – каменные. (Из такого красноватого камня построено немало станций в направлении Кривого Рога, словно напоминание, что путь этот ведет в рудный край). Как и у других местных железнодорожных строений, стены их были двойные, с войлочной теплоизоляцией внутри. Пейзаж станции завершали две стрелочные будки по оба конца разъезда.
Штат разъезда Романково состоял из начальника станции, двух его помощников и пятерых стрелочников. Население же старинного села Романково, на землях которого он расположился, с индустриализацией края выросло до десятков тысяч жителей, часть которых работала на Днепровском заводе в Каменском, а часть традиционно занималась хлебопашеством.
Жилой дом разъезда Романково, фото 2013 года
С середины двадцатого века, с дальнейшим развитием железнодорожной сети на территории города, значение разъезда существенно уменьшилось. Впоследствии пригородные поезда уже проходили его без остановки, а главное станционное здание сделалось обычным жилым домом, однако необыкновенной архитектуры.
История этой достопримечательности закончилась очень печально. В ночь на 18 августа 2013 года крышу 130-летнего здания охватило пламя. Выяснилось, что это был умышленный поджог. После пожара жители, которых было несколько семей, вынуждены были покинуть свой дом, а постепенно он превратился в руины. Так перестала существовать одна из первых капитальных построек города, его настоящее украшение.
Фото 2013 года
Фото 2016 года
Фото 2020 года